Терминологический словарь

Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо изучить нижеперечисленные термины, касающиеся интегрированного обучения: адаптация, анамнез, временная интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, депривация, дефектология, задержка психического развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, инклюзия, интеграция, интегрированное обучение, интегрируемый ребенок, интеграция, интернальная интеграция, экстернальная интеграция, коррекционное обучение, коррекционно-воспитательная работа, комбинированная интеграция, компенсация, педагогическая интеграция, полная интеграция, психолого-педагогическое сопровождение, сегрегация, социальная интеграция, система специального образования, частичная интеграция.

Общие положения интегрированного обучения

 

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:

- посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;

 - путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.

 

 Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

 Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 При наличии в образовательном учреждении лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации дополнительное прохождение процедуры лицензирования и государственной аккредитации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не требуется.

Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.

Система показаний для интеграции

 

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

 - имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

 - имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

 - имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

 - имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

  Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

 - имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

 - имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

 - имеющие умственную отсталость умеренной, глубокой степени;

- с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

 

Критерии отбора детей для интегрированного обучения:

 

1. Возможности ребенка: выраженность дефекта, зона ближайшего развития, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

 2. Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей интегрируемого ребенка, педагогов, родителей сверстников, обучающихся общеобразовательного учреждения).

 3. Соответствие образовательной среды школы потребностям интегрируемого ребенка.

4. Разработка учебных планов и учебных программ. При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

 Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

 Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: