Рекомендации педагогам

Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с картиной, таблицами и т.п. Поэтому такого ребенка нужно посадить за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.

Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.

Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.

Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к трём нежелательным последствиям:

- ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники;

- он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе;

- учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия.

  Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.

 Учителям необходимо искать индивидуальные формы обучения слабослышащих детей, позволяющие реализовать их актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

 

Нарушение слуха – это социальный дефект, он сужает межличностные контакты, что в свою очередь ведет к обеднению опыта социального общения. В адаптации к социуму незаменимую помощь оказывает педагог-психолог. Работа психолога должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышения уровня доброжелательности, снижения конфликтности, сплочению коллектива. Достигается это проведением занятий со слабослышащими детьми с элементами музыкальной и двигательной терапии, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и релаксационных занятий.

Психологу необходимо проводить аутотренинги и развивающие занятия, большое значение уделять межличностным отношениям между интегрированными детьми и их сверстниками, так как это помогает решать этические и правовые аспекты подрастающего поколения. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный и эмоциональны опыт, который усиливает их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром.

 

Методические рекомендации по обучению слабовидящих детей в общеобразовательной школе

 

Наибольшее количество информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, которая поступает в кору больших полушарий головного мозга через органы чувств. Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются источником эстетических переживаний.

Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка в связи с той ролью, которую играет зрение в жизни человека.

В первую очередь и в большей степени страдает восприятие. При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящим необходимо взаимодействие зрения и осязания.

Из-за неточного и искаженного восприятия у детей формируются неточные, часто неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Круг представлений резко сужен ввиду невозможности восприятия ряда объектов и их свойств.

Нарушение восприятия и особенности представлений слабовидящих детей накладывают отпечаток на развитие мышления и речи, т.к. эти психические функции развиваются на основе представлений о предметах и явлениях окружающей среды.

Нарушения зрения вызывают у детей серьезные трудности ориентировки в пространстве. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов.

Учебная деятельность. У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: