Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста (не всегда это будет 1-я парта).
Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.
Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является освещенность рабочего места (400 - 500 лк).
Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. (Индивидуально - окулист; максимум - 15 мин.). Гимнастика для глаз.
Чтобы дети с нарушениями зрения могли принимать участие во фронтальной работе класса необходимо дублировать все написанное на доске на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления. Можно сделать это до урока.
Необходимо соблюдать требования к наглядности:
- контрастность контуров предъявляемых объектов;
- предварительная проработка некоторых картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей;
- оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв. см., отдельные детали - 13 мм;
- толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0,5 до 5 мм);
- цветовая гамма разнообразна, предпочтительнее желто-оранжево-красные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.
Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.
Учебники, тетради по возможности следует использовать специальные.
Цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения – зеленый.
При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и т.п. При письме лучше заранее отметить в тетради место, с которого необходимо начинать работу.
При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.
Необходимы постоянные консультации тифлопедагога.
В обязанности тифлопедагога-консультанта должно входить следующее:
1) знать закономерности нормального развития ребенка, иметь опыт работы со слепыми детьми;
2) уметь оценивать развитие познавательной и физической сферы ребенка, ориентироваться в глазных заболеваниях и функциях зрения;
3) уметь модифицировать, адаптировать и создавать индивидуальные программы для слепых детей;
4) владеть индивидуальным подходом в работе со слабовидящими и слепыми детьми;
5) консультировать родителей, учителей, учащихся, всех, кто присутствует в ближайшей среде слепого ребенка;
6) обучать ученика и основного учителя письму по методу Брайля;
7) развивать ориентацию и мобильность незрячего ученика;
8) уметь пользоваться тифлологическими средствами;
9) заниматься с ребенком дополнительно, особенно по тем дисциплинам, где из-за нарушения зрения ученик отстает;
10) учить учиться в условиях депривации зрения;
11) используя все возможные формы, проводить разъяснительную работу в обществе с целью ознакомления его с потенциальными возможностями слепого ребенка и взрослого.
Анализ опыта обучения детей с нарушенным зрением в общеобразовательных школах выдвинул требование рационального решения целого ряда проблем:
а) педагоги массовой школы должны получить медицинские, психологические и педагогические знания, а также сведения из специальной педагогики об особенностях обучения и воспитания развития ребенка с нарушениями зрения;
б) для организации в общеобразовательной школе интегрированного обучения необходима помощь тифлопедагога-консультанта, который бы оказывал педагогическую помощь учащимся с нарушенным зрением, консультировал педагогов и родителей по разным вопросам обучения и воспитания;
в) при решении проблем интегрированного обучения детей с нарушениями зрения возникает необходимость формирования адекватного отношения к детям со специальными образовательными потребностями как со стороны педагогов, родителей, так и со стороны общественности;
г) дети с нарушениями зрения, обучающиеся в общеобразовательных школах, должны быть обеспечены учебниками с увеличенным шрифтом, специальными пособиями;
д) педагог должен уметь правильно интерпретировать заболевание ребенка, поощрять его доброжелательностью, желанием помочь, создавать нормальный психологический климат в детском коллективе.
При разработке различных моделей расширения образовательного пространства для лиц со специальными образовательными потребностями, следует исходить из того, что в настоящее время меняется контингент детей с нарушенным зрением в сторону уменьшения тотальных и глубоких нарушений зрения, но вместе с тем не уменьшается общее количество детей со зрительной депривацией (слабовидящих).
Таким образом, наряду с демократическими изменениями в системе образования и правом каждого гражданина выбрать формы образовательных услуг, в отношении детей с нарушенным зрением прослеживается большая тенденция к развитию интегрированного обучения. Следует особо подчеркнуть, что специальные школы-интернаты для детей с нарушенным зрением не теряют своей актуальности и имеют перспективы развития. Очевидно в них будет обучаться основная часть тотально слепых, незрячие с комплексными дефектами и дети-сироты с нарушенным зрением.