Рекомендации педагогам

Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста (не всегда это будет 1-я парта).

Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.

Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является освещенность рабочего места (400 - 500 лк). 

Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. (Индивидуально - окулист; максимум - 15 мин.). Гимнастика для глаз.

Чтобы дети с нарушениями зрения могли принимать участие во фронтальной работе класса необходимо дублировать все написанное на доске на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления. Можно сделать это до урока.

Необходимо соблюдать требования к наглядности:

- контрастность контуров предъявляемых объектов;

- предварительная проработка некоторых картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей;

- оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв. см., отдельные детали - 13 мм;

- толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0,5 до 5 мм);

- цветовая гамма разнообразна, предпочтительнее желто-оранжево-красные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.

Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.    

 Учебники, тетради по возможности следует использовать специальные.

Цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения – зеленый.

При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и т.п. При письме лучше заранее отметить в тетради место, с которого необходимо начинать работу.

При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.

Необходимы постоянные консультации тифлопедагога.

В обязанности тифлопедагога-консультанта должно входить следующее:

1) знать закономерности нормального развития ребенка, иметь опыт работы со слепыми детьми;

2) уметь оценивать развитие познавательной и физической сферы ребенка, ориентироваться в глазных заболеваниях и функциях зрения;

3) уметь модифицировать, адаптировать и создавать индивидуальные программы для слепых детей;

4) владеть индивидуальным подходом в работе со слабовидящими и слепыми детьми;

5) консультировать родителей, учителей, учащихся, всех, кто присутствует в ближайшей среде слепого ребенка;

6) обучать ученика и основного учителя письму по методу Брайля;

7) развивать ориентацию и мобильность незрячего ученика;

8) уметь пользоваться тифлологическими средствами;

9) заниматься с ребенком дополнительно, особенно по тем дисциплинам, где из-за нарушения зрения ученик отстает;

10) учить учиться в условиях депривации зрения;

11) используя все возможные формы, проводить разъяснительную работу в обществе с целью ознакомления его с потенциальными возможностями слепого ребенка и взрослого.

 

Анализ опыта обучения детей с нарушенным зрением в общеобразовательных школах выдвинул требование рационального решения целого ряда проблем:

 

а) педагоги массовой школы должны получить медицинские, психологические и педагогические знания, а также сведения из специальной педагогики об особенностях обучения и воспитания развития ребенка с нарушениями зрения;

б) для организации в общеобразовательной школе интегрированного обучения необходима помощь тифлопедагога-консультанта, который бы оказывал педагогическую помощь учащимся с нарушенным зрением, консультировал педагогов и родителей по разным вопросам обучения и воспитания;

в) при решении проблем интегрированного обучения детей с нарушениями зрения возникает необходимость формирования адекватного отношения к детям со специальными образовательными потребностями как со стороны педагогов, родителей, так и со стороны общественности;

г) дети с нарушениями зрения, обучающиеся в общеобразовательных школах, должны быть обеспечены учебниками с увеличенным шрифтом, специальными пособиями;

д) педагог должен уметь правильно интерпретировать заболевание ребенка, поощрять его доброжелательностью, желанием помочь, создавать нормальный психологический климат в детском коллективе.

 

При разработке различных моделей расширения образовательного пространства для лиц со специальными образовательными потребностями, следует исходить из того, что в настоящее время меняется контингент детей с нарушенным зрением в сторону уменьшения тотальных и глубоких нарушений зрения, но вместе с тем не уменьшается общее количество детей со зрительной депривацией (слабовидящих).

Таким образом, наряду с демократическими изменениями в системе образования и правом каждого гражданина выбрать формы образовательных услуг, в отношении детей с нарушенным зрением прослеживается большая тенденция к развитию интегрированного обучения. Следует особо подчеркнуть, что специальные школы-интернаты для детей с нарушенным зрением не теряют своей актуальности и имеют перспективы развития. Очевидно в них будет обучаться основная часть тотально слепых, незрячие с комплексными дефектами и дети-сироты с нарушенным зрением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: