Особенности детей с ОВЗ

 

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

 - вводить в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

 - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

 - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

 - обеспечивать особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

 - максимально раздвигать образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

 

Общие принципы и правила коррекционной работы:

 

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

 - игровые ситуации;

 - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

 - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

 - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

 Таким образом, данные рекомендации помогут педагогам ознакомиться с процессом интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, глубже проникнуться данной проблемой, искать пути решений для осуществления обучения и воспитания детей с ОВЗ.



Методические рекомендации по обучению слабослышащих детей в общеобразовательной школе

Особую сложность представляет обучение в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Еще до того, как ребенок научится говорить, он слышит речь окружающих, узнает значение многих слов и словосочетаний. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Он слышит не только речь окружающих, но и свою собственную, а это позволяет ему уточнить свою речь, сопоставляя ее с речью взрослых. Сложный процесс овладения речью нарушается даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.

Нарушение слуха – одно из наиболее сложных нарушений в развитии, поэтому с момента обнаружения у ребенка недостатков слуха он должен быть включен в коррекционно-развивающий процесс, важнейшей линией которого становится развитие речевого общения с родителями, членами семьи, сверстниками.

Достижения в области слухопротезирования, в развитии системы ранней помощи слабослышащим и глухим детям, появлении ДОУ комбинированного вида позволили части из них к началу школьного обучения по уровню своего общего и речевого развития приблизиться к норме. Часто ПМПК рекомендует данной группе детей обучение в обычном классе массовой школы.

  У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:

· недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков, замена многих звуков на [т]);

· ограниченный запас слов;

· неточное понимание и неправильное употребление слов;

· недостатки грамматического строя речи;

· ограниченное понимание устной речи;

· ограниченное понимание читаемого текста.

Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и речевого оформления, вызывают у них затруднения. Так как расстройства слуха часто возникают вследствие инфекционного поражения ЦНС, у детей часто могут наблюдаться церебрастенические и психоорганические симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на работоспособность и деятельность ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: