Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в

АНАЛИЗ ПАМЯТНИКОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.

2. Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.

3. Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

                                              Введение

 

Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм».

Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Европы. В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу.

Идеи Возрождения утвердилась в основном лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы.

Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека.

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII – начало XIV вв. – проторенессанс.

Термин «Возрождение» впервые употребил Джорждо Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знамен6итых живописце, ваятелей и зодчих».

Итальянское Возрождение выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран.

Основными чертами этой культуры являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности – возрождение античных памятников и античной философии, новое отношение к миру.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня  говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно ее.

Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

· Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.;

· Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.;

· Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в.

Эти же этапы иногда называют, прибегая к художественно преобразованным образам. В таком случае можно первый этап назвать «гуманистическим», второй этап – «героическим», «титаническим», третий этап – «трагическим». Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.

Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность.

Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы (в Италии – Л.Пульчи, Ф.Верни, в Испании – Л.Камоэнс), авантюрно-рыцарские сюжеты которой поэтизируют представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения – драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.



Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.

1. Во Флоренции написал свою «Божественную комедию» Данте. Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная комедия» – эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков.

Данте Альгьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого появились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на веке вперед. Его стиль написания готличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношениями «земной» и «небесной». Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуозная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земною любовь, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

У Данте любая идея – «мысль Бога».

Все что умрет, и все, что не умрет, –

Лишь отблеск мысли, коей Всемогущий

Своей любовью бытие дает.

Данте тяготеет к символизму. У него в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмываливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию.

У него иной взгляд и на гордость. Он не отрицает, что гордость – «проклятая гордыня сатаны», соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Такое внимание к ней знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем ве6ликим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.

Он отсылал римских пап в ад или в рай в зависимости от их поведения при жизни, а не от сана. Гуманисты понимали освобождение мысли не только как преодоление зависимости от церковных догматов. Свобода виделась в преодолении зависимости от группового, коллективного сознания. Для свободной мысли необходима, прежде всего, личность. Такой взгляд был идеологическим обоснованием индивидуализма, кото­рый становился характерной чертой эпохи. Молодая буржуазия, не имевшая родовитости и знатности, могла уповать лишь на личные качества, на собственные ум, смелость, предприимчивость, которые ценились больше, чем благородство происхождения и слава предков.

В творчестве Данте и в самой его личности – истоки новой эпохи.

Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.

2. К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.

Он утверждал гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. Явление Петрарки огромно. Оно не покрывается пусть даже самым высоким признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель, фигура общественная –в нем нераздельны. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй, как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Возрождением.

Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Он известен и как страстный популяпизатор наследия авторов, о чем свидетельствуют его тракт «О великих мужьях древности». Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Основная масса произведений Петрарки написана на латыни. Это не только, поэма «Африка», но и сочинения философского характера, эпистолярий, включающий книгу писем «О делах повседневных», «Старческие письма», «Письмо к потомкам» и т.п., а также сочинение под

названием «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру».

Различные поколения, в зависимости от своего литературного сознания, господствующих эстетических вкусов, прочитывали Петрарку по-разному. Одни видели в нем изощреннейшего поэта, ставившего превыше всего форму, словесное совершенство, видели в Петрарке некую идеальную поэтическую норму, едва ли не обязательную для подражания. Другие ценили в нем прежде всего неповторимую индивидуальность, слышали в его стихах голос нового времени. Одни безоговорочно причисляли его к «классикам», другие с не меньшей горячностью к «романтикам».

3. Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо – автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня.

И Боккаччо и Данте разделяют средневековые представления о том, что зла и добра в мире равное количество, но мирское зло притянуто к земле, с тем чтобы впоследствии обрушиться в преисподнюю, добро тянется ввысь, чтобы соединиться с божественным. Новация Боккаччо состояла в том, что противостяние добра и зла в его книге раскрывается исключительно в реалистическом ключе.

Автор избегает привлекать потусторонние силы в разрешение проблем своих героев, отказывается от аллегорического толкования рассказанных им историй. Только небольшая часть сюжетов принадлежит самому Боккаччо – большая часть историй заимствована из античных легенд, городских фабльо, средневековых сказаний, куртуазных повестей. Но это нисколько не уменьшает ценности «Декамерона». Новеллы разнообразны и по своему характеру, и по своему содержанию, что еще более увеличивает увлекательность книги.

Будучи первоклассным памятником художественной литературы, «Декамерон» имеет и крупное историческое значение; он важен и для понимания мировоззрения самого поэта, и для характеристики раннего Возрождения. Прежде всего, «Декамерон» является решительным и смелым протестом против средневекового аскетизма, панегириком не только человеческому духу, но и плоти, борющимся за свои права. Многие новеллы проникнуты демократичным характером, в основе которого лежит признание прав личности, независимо от сословного ее положения.

Что касается языка «Декамерона», то с ним итальянская проза сделала громадный шаг вперед, и автору по праву принадлежит имя создателя итальянской прозы. Сейчас нам сложно представить, какое требовалось мужество, чтобы писать в XIV в. на родном языке. Сонеты Петрарки, которыми не устает восхищаться человечество, представлялись ему самому сущей безделицей, недостойной внимания просвещенного ума, он же сжег свою итальянскую прозу, чтобы она не компрометировала его в глазах потомков.

4. При изучении культуры Возрождения широко используются фрагменты из памятника итальянской литературы XIII века сборника «Новеллино». Составленный из ста весьма разнообразных и часто остроумных коротких рассказов, «Новеллино» свидетельствуют о раннем наступлении эпохи Возрождения в Италии: и язык, и литературный стиль этой беллетристики явно отвечали уже новому, ренессансному по своей сущности, чувству жизни и новым идеям.

С другой стороны, вкусы неизвестного автора сборника, и его читателей все еще были глубоко укоренены в традициях средневековой литературы, в которой большое место занимали короткие повествовательные жанры, такие, например, как жития святых и «exempla» («примеры») – воспитательные рассказы, призванные научить правильному мышлению и поведению. Но если «примеры» можно считать устным жанром, поскольку они чаще всего звучали в церковных проповедях и для них создавались, то новеллы сборника – это уже письменная литература, расходившаяся в рукописных копиях, хотя и унаследовавшая признаки устного жанра.

В «Новеллино» мы можем ощутить как усилие автора вырваться из средневековой традиции, чтобы ответить вкусам и устремлениям новых читателей, так и верность привычным чертам средневековых воспитывающих рассказов, благодаря чему новеллы сборника сохранили свой наставительный смысл, уравновешенный, однако, достоинствами развлекательности и ясности литературного стиля.

Отсюда хорошо видна грань, разделяющая сходные жанры: «exampla» сообщают о ситуациях с чудесами, творцами которых являются посланцы из трансцендентного мира, в «Новеллино» все ситуации формируются волей, находчивостью, остроумным словом пусть исключительных и легендарных, но все же земных персонажей, среди которых библейские цари Давид и Соломон, греческие мудрецы Платон и Аристотель, римские философы Сенека и Катон, средневековые императоры Карл Великий и Фридрих, жонглеры, рыцари, монахи и просто горожане из Генуи.

Христос среди них – прежде всего мудрец, показывающий пример нестяжательства своим ученикам. Персонажи «exampla» существуют в средневековой двумирности, мир Новеллино – единственный, земной. Оба жанра – равно аллегорические примеры мышления и поведения, но они демонстрируют разные способы мышления и поведения, за которыми – средневековый и ренессансный способы понимания мира и себя в нем.

Так читая «Новеллино», мы становится свидетелями великого ренессансного культурного переворота XIII века, исторические последствия которого не истерлись еще и до нашего времени.

5. Творчество Леона Баттисты Альберти (1404 - 1472) – явилось «литературным венцом» интеллектуального движения XV в. Альберти был не только филологом-моралистом, политиком и превосходным знатоком античности (его юношеская комедия «Филодокс» некоторое время считалась гуманистами произведением древнеримского драматурга), но и теоретиком искусства («О зодчестве», «Три книги о живописи», «О статуе»), талантливым архитектором, окончательно порвавшим с готикой и заложившим основы ренессансной классики (палаццо Ручеллаи во Флоренции, фасад флорентийской церкви Санта Мария Новелла, базилика Сант Андреа в Римини и др.), скульптором, живописцем, поэтом, археологом («Описание города Рима»), математиком («Математические игры»), физиком, музыкантом и атлетом. В его личности воплотился сформулированный им же самим идеал гармоничного, всесторонне развитого и активного человека – «uomo universale», о котором мечтали его предшественники и к которому стремились все его выдающиеся современники.

В своем творчестве Альберти опирался на индивидуалистическую и антропоцентрическую концепцию мира, разработанную гуманистами конца XIV – начала XV в. Реальный, земной и внутренне свободный человек окончательно стал у него нравственной и эстетической мерой всех вещей. В несколько статичную концепцию «божественного человека» Альберти внес динамизм: исходя из требований природы, Альберти делал вывод о необходимости активного творческого отношения к миру. «Человек, – говорил он, – рождается не для того, чтобы влачить.

Нотки пессимизма в творчестве молодого Альберти возникали в результате соотнесения гуманистического идеала «божественного человека» с современной ему общественной действительностью. Но так как в середине XV в. кризис индивидуалистического гуманизма еще не обозначился, то противоречия между жизнью и идеалом порождали у Альберти не желание бежать от действительности, а настойчивое стремление поставить гуманистический идеал на широкую, традиционно народную почву в преодолеть противоречие между индивидуальной свободой и объективной необходимостью, между вирту и фортуной путем познания законов природы.

Именно в этом исторический смысл обращения Альберти к народному языку и к искусствам-ремеслам, характеризующего второй, флорентийский период в его творчестве, в который были созданы большие трактаты о теории искусства и главные нравственно-философские диалоги, нередко писавшиеся в двух вариантах, по-латыни и по-итальянски, «О живописи» (1435), «О статуе», «О зодчестве» (1485), «О семье» (1433 - 1443), «Теодженио» (1442), «О спокойствии души» (1442) и др.

Обращение к народному языку было проявлением демократичности гуманизма Альберти. Это было попыткой установления тесных контактов с народной художественно-технической культурой, которая через сферу ремесленного производства тесно соприкасалась с литературным миром, но до этого, как правило, игнорировалась гуманистами. В диалоге «О семье» и в примыкающих к нему трактатах Альберти касался социально-этических и политических вопросов времени.

Наиболее характерный и в то же время наивысший образец интеллектуального сочинительства XV в. Он был философом, моралистом, политиком, теоретиком искусства, архитектором, первым, окончательно порвавшим с готикой и заложившим основы ренессансной классики, скульптором, живописцем, поэтом, археологом, математиком, физиком, музыкантом и атлетом, то есть тем самым, что мы привыкли видеть в великих фигурах эпохи Возрождения – одним из ее титанов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: