Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная система. Бюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования, а также основой функционирования средств, которые находятся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет сосредотачивать финансовые ресурсы на решении важнейших задач экономического и социального характера.
Бюджетная система включает в себя 3 уровня:
· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местные бюджеты.
Ведущим звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет. Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Структура доходов федерального бюджета характеризуется следующими данными (таблица 2):
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета в 2010 г.[1]
Статьи расходов | млрд. руб. | В % от общей суммы доходов |
Доходы - всего в том числе: | 8305,4 | 100%
|
налог на прибыль организаций | 255 | 3,1 |
налог на добавленную стоимость | 2498,2 | 30,1 |
акцизы по подакцизным товарам | 144 | 1,7 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1408,3 | 17,0 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 33,3 | 0,4 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 3227,7 | 38,9 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 427,8 | 5,2 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 53,3 | 0,6 |
безвозмездные поступления | 0,3 | 0,0 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 0,2 | 0,0 |
прочие доходы | 257,3 | 3,1 |
Наибольшую долю в доходах федерального бюджета занимают налоговые доходы. Основная часть налоговых доходов формируется за счет налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (38,9%), налога на добавленную стоимость (30,1%), налогов и сборов за пользование природными ресурсами (17%).
Структура доходов свидетельствует, что более 50% все доходов составляют налоги и пошлины, связанные с добычей и экспортом природных ресурсов. Рассмотрим структуру доходов, полученных за использование природных ресурсов (таблица 3).
Таблица 3
Нефтегазовые доходы федерального бюджета России в 2008-2010 гг.[2]
Вид налога | 2008 | 2009 | 2010 | |||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | |
Налог на добычу полезных ископаемых, нефть | 1492,9 | 3,59 | 887,6 | 2,27 | 1266,8 | 2,82 |
Налог на добычу полезных ископаемых, газ горючий природный | 90,5 | 0,22 | 74,9 | 0,19 | 85 | 0,19 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть | 1784,8 | 4,30 | 1202,9 | 3,08 | 1672,4 | 3,72 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 490,2 | 1,18 | 432,9 | 1,11 | 193,3 | 0,43 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефть | 522,6 | 1,26 | 378,8 | 0,97 | 603,7 | 1,34 |
Наибольшую долю нефтегазовых доходов бюджета составляют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть. Величина (НДПИ) и вывозные таможенные пошлины изменяются в зависимости от динамики цен на полезные ископаемые. В настоящее время действуют следующие ставки (таблица 4):
Таблица 4
Ставки НДПИ на добычу нефти и газа
Период | Ставка НДПИ за одну тонну нефти, руб. | Ставка НДПИ за 1000 куб. метров природного газа |
С 1 января по 31 декабря 2011 г. | 419 | 237 |
С 1 января по 31 декабря 2012 г. | 446 | 251 |
С 1 января 2013 г. | 470 | 265 |
При взимании НДПИ за добычу нефти указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр.
Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть установлены в размере 406 долл. за 1 тонну нефти.
Установление налоговых ставок и пошлин за добычу и экспорт природных ресурсов является объектом налоговой политики государства и позволяет регулировать доходы нефтегазовых компаний и решать задачи по формированию доходной части бюджета.
Продуманная налоговая политика позволяет реализовывать принцип сбалансированности бюджета. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. В реальной ситуации в силу различных макроэкономических факторов происходит расхождение доходов с расходами.
Финансовый кризис, возникший во второй половине 2008 г., изменил режим функционирования бюджетной системы Российской Федерации. В результате резкого снижения цен на нефть произошло изменение структуры доходной части федерального бюджета, что незамедлительно сказалось на его сбалансированности. Годы устойчивого бюджетного профицита (с 2000 по 2008 год) закончились, и в 2009 г. Россия столкнулась с проблемой значительного дефицита (таблица 5). В 2009 г. расходы превысили доходы почти на 30%.
Таблица 5
Динамика доходов и расходов федерального бюджета в 2000-2011 гг.[3]
Год | Доходы, млрд.р. | Расходы, млрд.р. | Дефицит (профицит) | |
млрд. руб. | в % к ВВП | |||
2000 | 1 132,10 | 1 029,20 | 102,90 | 1,41 |
2005 | 5 127,20 | 3 514,30 | 1 612,90 | 7,46 |
2006 | 6 278,90 | 4 284,80 | 1 994,10 | 7,41 |
2007 | 7 781,10 | 5 986,60 | 1 794,50 | 5,42 |
2008 | 9 275,90 | 7 570,90 | 1 705,00 | 4,10 |
2009 | 7 337,80 | 9 660,10 | -2 322,30 | 5,94 |
2010 | 8 305,4 | 10 117,5 | -1 812,10 | 4,03 |
2011 | 11 121,3 | 11 121,3 | 0,00 | 0,00 |
Решение проблемы дефицита бюджета было найдено в направлении накопленных в Резервном фонде нефтегазовых доходов на покрытие части расходов федерального бюджета.
Однако использование резервного фонда в качестве источника покрытия дефицита исчерпывает свои возможности. В этом можно убедиться, если обратиться, к динамике средств Резервного фонда (таблица 6).
Таблица 6
Динамика средств Резервного фонда[4]
Дата | Совокупный объем Резервного фонда | |
млрд. долл. | млрд. руб. | |
01.09.2008 | 142,6 | 3504,62 |
01.01.2009 | 137,09 | 4027,64 |
01.01.2010 | 60,52 | 1830,51 |
01.11.2011 | 26,42 | 790,02 |
В 2010-2011 гг. ситуация с бюджетным дефицитом стала стабилизироваться, и бюджет на 2011 был утвержден бездефицитным. За период январь-октябрь 2011 гг. профицит федерального бюджета составил 1030,1 млрд. руб[5]. Этому способствовала благоприятная рыночная конъюнктура на рынке энергоносителей. Несмотря на рост цены на нефть существует риск изменения ее динамики на противоположную. Параметры бюджета рассчитываются исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals. По прогнозам Минфина России в 2012 году она должна составить 93 доллар за баррель, в 2013-м - 95 долларов, а в 2014-м - 97 долларов[6].
Особенность бюджетной политики нефтедобывающих стран состоит в том, что она основана на использовании средств от продажи нефти. Поскольку эта часть государственных доходов нестабильна и непредсказуема, необходимо формировать бюджет с учетом возможного снижения нефтегазовых доходов.
В результате продолжительного роста цен на нефть и газ увеличилась зависимость российской экономики от ресурсных доходов (таблица 7).
Таблица 7
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2000-2011 гг.[7]
Год | Нефтегазовые доходы | ||
млрд. руб. | % ВВП | % доходов | |
2000 | 229,5 | 3,1 | 20,3 |
2001 | 360,4 | 4,0 | 22,6 |
2002 | 509,6 | 4,7 | 23,1 |
2003 | 655,6 | 4,6 | 25,4 |
2004 | 1035,1 | 6,1 | 30,2 |
2005 | 2162,1 | 10,0 | 42,2 |
2006 | 2943,5 | 10,9 | 46,9 |
2007 | 2897,4 | 8,7 | 37, |
2008 | 4389,4 | 10,6 | 47,3 |
2009 | 2057,17 | 5,27 | 30,64 |
2010 | 3830,7 | 8,5 | 46,1 |
2011 | 5228,2 | 9,8 | 50,7 |
Для изменения сложившейся ситуации Минфином была предложена модель формирования бюджета на основе нефтегазового баланса. Данная модель предусматривает раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов. Отделение нефтегазовых доходов от общих доходов бюджета необходимо для изучения динамики зависимости экономики от сырьевых доходов.
Также, Минфин России стал разрабатывать вместо однолетнего бюджета трехлетний (на очередной финансовый год и на плановый период).
Структура доходов бюджета позволяет сделать вывод, что главные риски сбалансированности бюджетной системы связаны с падением нефтегазовых доходов. Поэтому важнейшими целями бюджетной политики на ближайшие годы должны стать последовательное снижение размеров нефтегазового дефицита и ограничение использования нефтегазовых доходов.