В процессе осуществления деятельности бюджетными учреждениями происходит постоянное движение объектов основных средств.
Учреждения приобретают ОС за счет различных источников: бюджета, собственных (внебюджетных) средств, безвозмездно и на условиях аренды. На практике увеличение стоимости ОС происходит преимущественно за счет бюджетного финансирования.
Наличие и движение ОС учреждения анализируется на основе данных отчета о движении основных средств. Результаты анализа наличия и движения ОС музыкального училища представлены в таблице 6.
Из таблицы 6 видно, что в течение отчетного года в музыкальном училище происходило пополнение ОС за счет различных источников на общую сумму 2143,8 тыс. руб. имело место выбытие излишних и физически изношенных объектов на сумму 359,5 тыс. руб.
В качестве основного источника поступления ОС в училище выступают бюджетные ассигнования (1887,8 тыс. руб.) или 88,1 % от общей стоимости прибывших за отчетный год объектов.
Таблица 6 – Наличие и движение основных средств
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес в общей стоимости прибытия (выбытия), % |
1. Основные средства на начало года | 6431,0 | - |
2. Прибыло всего | 2143,8 | - |
В том числе | ||
· за счет бюджетного финансирования | 1887,8 | 88,1 |
· за счет специальных средств | 169,7 | 7,9 |
· безвозмездное поступление | 86,3 | 4,0 |
· строительство новых объектов | - | - |
3. Выбыло всего | 359,5 | - |
В том числе | ||
· по ветхости, износу, аварии и т.д. | 347,7 | 96,7 |
· по моральному старению | - | - |
· безвозмездная передача | - | - |
· реализация излишних и ненужных объектов | 11,8 | 3,3 |
4. Основные средства на конец года | 8215,3 | - |
Превышение поступление над выбытием (стр.2 – стр.3) | 1784,3 | - |
Кроме того музыкальное училище приобрело ОС на сумму 169,7 тыс. руб. за счет собственных (внебюджетных) средств, образуемых за счет оплаты за обучение студентов. Удельный вес этого источника составил 7,9 % от общей стоимости поступивших ОС.
За счет безвозмездных поступлений объектов в училище получен прирост ОС на сумму 86,3 тыс. руб. (4,0 %).
Большая часть объектов ОС - 347,7 тыс. руб. (96,7%) выбыла по причине их физического износа и ветхости.
В анализируемом училище за год было реализовано излишних и неиспользуемых объектов ОС на сумму 11,8 тыс. руб. (3,3 % от общего объема выбытия). Причинами наличия излишков ОС могут быть, с одной стороны, субъективные ошибки менеджмента по приобретению ненужных ОС, а с другой стороны – объективные изменения в ходе обучения, связанные с сокращением плана приема студентов.
Высвобождение объектов ОС в музыкальном училище по причине их морального старения не установлено, что может быть связано с их спецификой, также не выявлено фактов безвозмездной передачи ОС другим учреждениям.
Для общей оценки движения ОС учреждения используют ряд коэффициентов:
1) коэффициент обновления Ко = Сп/Ск * 100%
2) коэффициент выбытия Кв = Св / Сн * 100 %
где: Ко – коэффициент обновления
Кв – коэффициент выбытия
Сп – стоимость поступивших ОС
Ск – стоимость ОС на конец года,
Св – стоимость выбывших ОС,
Сн – стоимость ОС на начало года.
По данным таблицы 6 можно рассчитать данные показатели. Так коэффициент обновления составил 26,1 % (2143,8 /8215,3 * 100%), выбытия – 5,6 % (359,5 / 6431,0* 100%). Это позволяет сделать вывод об интенсивном обновлении ОС музыкального училища (обновление в 4,5 раза превышает выбытие). Можно говорить о наметившейся положительной тенденции развития материально-технической базы училища, следствием которой стало:
1) увеличение стоимости ОС,
2) снижение степени их износа.
Коэффициенты обновления и выбытия исчисляются не только в целом по ОС учреждения, но и отдельно по активной части, основным видам и группам.
На основании данных бухгалтерского учета была установлена следующая динамика объектов ОС, относящихся к активной части (таблица 7).
Таблица 7 – Анализ наличия и движения активной части основных средств
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес в общей стоимости прибытия (выбытия), % |
1. Активная часть основных средств на начало года | 3655,4 | - |
В том числе | ||
Музыкальные инструменты | 3248,4 | 88,9 |
2. Прибыло объектов активной части | 1793,2 | - |
В том числе | ||
Музыкальные инструменты | 1532,8 | 85,5 |
3. Выбыло объектов активной части | 285,9 | - |
В том числе | ||
Музыкальные инструменты | 201,8 | 70,6 |
4. Активная часть основных средств на конец года | 5162,7 | - |
В том числе | ||
Музыкальные инструменты | 4579,4 | 88,7 |
Таким образом, в течение анализируемого года в музыкальное училище поступило объектов активной части на сумму 1793,2 тыс. руб., а выбыло на сумму 285,9 тыс. руб. Музыкальные инструменты занимают наибольший удельный вес в общей стоимости как прибывших (85,5 %), так и выбывших (70,6%) объектов активной части.
На основании данных таблицы 7 можно также рассчитать коэффициенты выбытия и обновления, только по объектам активной части ОС.
Коа = 34, 7 % = 1793,2 / 5162,7 *100 %
Ква = 7,8 % = 285,9 / 3655,4 * 100 %. Следовательно, обновление активной части ОС происходит более интенсивно, чем их выбытие.
При сравнении коэффициентов обновления по активной части и в целом по ОС видно, что Коа > Ко (34, 7 %> 26,1 %), т.е обновление основных средств музыкального училища происходит за счет активной части.
Аналогично сравниваются и коэффициенты выбытия. Сравнение подтверждает сложившуюся в училище тенденцию, т.е. выбытие ОС также осуществляется за счет объектов активной части ОС (Ква > Кв или 7,8 % > 5,6 %).
Указанные коэффициенты и сделанные на их основе выводы относительно движения ОС необходимо увязывать между собой. Это делается с помощью коэффициента компенсации.
К комп = Св/ Сп * 100 %.
Данный показатель указывает на интенсивность процесса замещения выбывших основных средств новыми объектами. Для музыкального училища коэффициент компенсации выбытия ОС составил 16,8 % (395,5/ 2143, 8* 100%), и по активной части равен 15,6 % (285,9 / 1793,2 * 100 %). Показатели меньше 100%, что говорит о преимущественно экстенсивных формах обновления как всех основных средств, так и их активной части.
Помимо рассмотренных выше коэффициентов используют значения темпов роста и прироста ОС как в целом по учреждению, так по отдельным группам ОС.
Темп рост (Тр) – это отношение стоимости ОС на конец отчетного периода к их стоимости на начало периода.
Тр = Ск/ Сн *100 %
Темп прироста (Тпр) – это отношение разности между стоимостью поступлений и выбытия ОС за отчетный период к их стоимости на начало периода.
Тпр = (Сп-Св)/ Сн * 100 % = Тр -100 %
На основании данных таблиц 6 и 7 рассчитаем показатели динамики стоимости ОС по музыкальному училищу.
Темп роста ОС составил 127, 7% (8215,3 / 6431, 0 *100 %), т.е. стоимость всех ОС училища выросла за отчетный период на 27,7 %.Стоимость объектов активной части ОС – выросла на 41,2 % (5162, 7 / 3655,4 *100 % - 100 %). Таким образом, темпы прироста активной части ОС музыкального училища выше темпов прироста ОС в целом, что является положительной тенденцией в деятельности учреждения.
Динамика движения основных средств изучается не только за 1 год, чаще всего исходя из 3 трехлетнего цикла планирования проводят анализ динамики ОС за 3 года (таблица 8).
Таблица 8 – Анализ динамики основных средств за 3 года
Показатели | Годы | ||
Предыдущий | Предыдущий | Отчетный | |
1. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 7018,1 | 6940,8 | 7323,2 |
В том числе активная часть | 5124,9 | 5001,0 | 4409,1 |
2. Удельный вес активной части основных средств, % | 73,0 | 72,1 | 60,2 |
В течение рассматриваемого периода имело место уменьшение среднегодовой стоимости всех основных средств училища на протяжении 3 лет. Обращает внимание на себя факт сокращения удельного веса стоимости активной части ОС в их общей стоимости, это может быть признаком снижения функционального потенциала учреждения, сокращения его мощности и деловой активности.
Специфика ОС непроизводственных фондов обуславливает необходимость многократной оценки обеспеченности ими учреждения и, следовательно, предполагает использование особой системы различных показателей, Различные объекты ОС бюджетных учреждений занимают не одинаковое место в процессе создания и потребления услуг. Отсюда различают такие понятия как:
· обеспеченность средствами труда работников учреждения как в целом, так и в разрезе отдельных структурных подразделений,
· обеспечение средствами труда потребителей услуг учреждения.
Соответственно для характеристики обеспеченности ОС по направлениям их функционирования используются следующие обобщающие показателя:
· фондовооруженность труда,
· фондооснащенность учреждения и его подразделений,
· фондообеспеченность потребителей услуг.
Эти показатели могут иметь как стоимостную, так и натуральную оценку.
Фондовооруженность труда характеризует стоимость ОС, приходящихся на 1 работника учреждения. Различают общую фондовооруженность, вооруженность активными ОС, и техническую вооруженность труда, которые исчисляются по следующим формулам:
· Общая фондоворуженность труда - ФВ о = Со / ЧР о
· Фондовооруженность труда активными ОС - ФВа = Са / ЧРо
· Техническая фондовооруженность труда ФВт = Соб / ЧР осн.
где:
Со – стоимость всех ОС, тыс. руб.
ЧРо – общая численность работников, чел.
Са – стоимость активной части ОС тыс.руб.
Соб – стоимость оборудования, тыс. руб.
ЧР осн – численность работников основной группы, чел.
Положительной оценки заслуживает рост представленных показателей. Рассмотрим показатели обеспеченности музыкального училища основными средствами (таблица 9).
Таблица 9 – Анализ обеспеченности учреждения основными средствами
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение (+,-) | Темп роста, % |
1. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 6940,8 | 7323,2 | +382,4 | 105,5 |
В том числе | ||||
а) Активной части | 5001,0 | 4409,1 | -591,9 | 88,2 |
б) Музыкальные инструменты | 4113,2 | 3913,9 | -199,3 | 95,2 |
2. Среднегодовая численность работников, чел. | 229 | 232 | + 3 | 101,3 |
В том числе | ||||
а) Профессорско-преподавательский персонал | 160 | 158 | - 2 | 98,8 |
3. Обеспеченность учреждения основными средствами, тыс. руб. | ||||
· общая фондоворуженность (стр.1 /стр.2) | 30,3 | 31,6 | +1,3 | 104,3 |
· техническая вооруженность труда (стр.1б /стр.2а) | 25,7 | 24,8 | -0,9 | 96,5 |
Показатель обеспеченности ОС находится в прямой зависимости от изменения среднегодовой стоимости ОС и обратной – от изменения численности работников.
В анализируемом музыкальном училище установилась положительная тенденция увеличения общей фондовооруженности на 1,3 тыс. руб. (темп роста – 104,3%). Это обусловлено тем, что за отчетный период среднегодовая стоимость ОС увеличилась на 382,4 тыс.руб., а штат работников только на 3 чел. Прирост ОС происходит большими темпами (5,5 %), чем прирост численности работников (1,3 %).
Вместе с тем обеспеченность музыкальными инструментами в расчете на одного преподавателя (техническая вооруженность) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 0,9 тыс. руб. (темп роста 96,5 %). Такое обстоятельство связано со снижением среднегодовой стоимости музыкальных инструментов на 199,3 тыс. руб. и сокращением численности преподавателей на 2 чел. Темп роста (снижения) стоимости музыкальных инструментов составила 95,2 % и был выше темпа роста (уменьшения) среднегодовой численности преподавательского состава - 98,8 %. Если такая тенденция сохранится в будущем, это может отрицательно сказаться на качестве обучения.
Для каждого конкретного типа бюджетного учреждения соответствующими учреждениями разрабатываются типовые перечни их оснащения ОС с учетом характера работы и потребности.
Изучение показателей оснащенности анализируемого музыкального училища осуществляется на основе утвержденного Министерством культуры типового перечня и разработанных норм оснащения ОС.
В таблице 10 отражены данные, характеризующие оснащение музыкального училища объектами активной части ОС.
Таблица 10 –Анализ оснащения учреждения музыкальными инструментами
Виды музыкальных инструментов | Количество, шт.
| Отклонение (+,-) | ||
Нормативное | Фактическое | |||
Пианино | 49 | 53 | +4 | |
Труба | 33 | 35 | +2 | |
Баян | 27 | 29 | +2 | |
Рояль | 21 | 21 | - | |
Флейта | 15 | 14 | -1 | |
Домбра | 13 | 11 | -2 | |
Аккордеон | 12 | 10 | -2 | |
Гитара | 9 | 9 | - | |
Фагот | 12 | 9 | -3 | |
Саксофон | 8 | 8 | - | |
Балалайка | 10 | 7 | -3 | |
Гобой | 6 | 6 | - | |
Валторна | 7 | 5 | -2 | |
Прочие | 39 | 32 | - 7 | |
Всего | 261 | 249 | - 12 |
В музыкальном училище не выдержан установленный обязательный минимум наличия музыкальных инструментов – недостающее количество составляет 12 единиц. Причем по 7 из 14 анализируемых групп музыкальных инструментов фактическое количество меньше нормативного, а лишь по трем видам (рояль, гитара, гобой) – равно нормативному. Вместе с тем по ряду музыкальных инструментов имеет место небольшое превышение фактических показателей над нормативными: пианино (на 4 единицы), труба (на 2 единицы), баян (на 2 единицы). Ранее в таблице 4 было установлено, что ОС данных видов относятся главным образом к возрастным группам от 10 и более лет. Это означает, что данные инструменты являются устаревшими и имеют значительную степень износа. Следовательно, установленным фактам превышения фактического количества над нормативным по таким видам музыкальных инструментов, как пианино, труба и баян, не может быть дана положительная оценка, так как в структуре этих инструментов велик удельный вес ОС, по которым нормативный срок службы давно истек и которые подлежат первоочередной замене.
В образовательном процессе особое место занимает обеспеченность училища площадями. Рассмотрим обеспеченность музыкального училища площадями (таблица 11).
Таблица 11 – Анализ обеспеченности учреждения площадями
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Норматив | Отклонение от норматива | |
Предыдущий год | Отчетный год | ||||
1. Общая площадь зданий | 10365 | 10365 | - | - | - |
В том числе | |||||
Учебная площадь | 3687 | 3687 | - | - | - |
2. Контингент учащихся, чел. | 433 | 426 | - | - | - |
3. Обеспеченность учреждения площадями, м2 на 1 ученическое место | |||||
· общей площадью | 23,9 | 24,3 | 13,7 | +10,2 | +10,6 |
· учебной площадью | 8,5 | 8,7 | 9,9 | -1,4 | -1,2 |
Приведенные расчеты показывают, что в прошлом году на одного учащегося приходится 23,9 м2 общей площади, а в отчетном – 24,3 м2, что в обоих случаях значительно превышает установленную норму (13,7 м2). Однако при этом не выдержана нормативная обеспеченность учебной площадью в расчете на одно ученическое место. Недостаток учебной площади в предыдущем году составил 1, 4 м2, а в отчетном – 1,2 м2.
Основными факторами влияющими на отклонение от норм обеспеченности площадями, являются общая (учебная) площадь здания и количество учащихся. Так как строительства дополнительных площадей в музыкальном училище не планируется, то достижение норматива возможно только за счет снижения контингента обучающихся.