Важным условием успешного выполнения бюджетными учреждениями возложенных на них функций является не только нормативная обеспеченность ОС, но и максимальная степень использования ОС в процессе деятельности. Эффективное применение ОФ основных фондов выступает одним из решающих факторов увеличения объема оказываемых учреждением услуг и повышение качества обслуживания. Улучшение использования ОС также приводит к росту эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При оценке эффективности использования всех объектов основных средств в качестве обобщающего показателя применяется фондоотдача. Показателем эффективности использования ОС в бюджетных учреждениях является фондоотдача, которая представляет собой отношение объема оказанных услуг к среднегодовой стоимости ОС. В соответствии с общепринятой методикой фондоотдача определяется в расчете на 1000 руб. основных средств.
ФО = Оу / Ф
где:
ФО – фондоотдача основных средств,
|
|
Оу – объем услуг в определенных единицах,
Ф – среднегодовая стоимость ОС, руб.
В бюджетных учреждениях объем услуг определяется при помощи различных натуральных и условно-натуральных измерителей (например, количество книговыдач, количество коек). Для музыкального училища – это количество учащихся.
На фондоотдачу влияет ряд факторов первого и второго порядка.
Факторы первого порядка:
· фондоотдача активной части ОС (качественный фактор),
· удельный вес активной части ОС (количественный фактор).
Их взаимосвязь имеет мультипликативный вид:
ФО = УДа * ФО а
В свою очередь, фондоотдачу активной части основных средств можно детализировать по следующим факторам:
· количество единиц ОС активной части (К),
· выработка продукции в натуральном выражении (В),
· средняя стоимость (цена) единицы продукции (Ц),
· среднегодовая стоимость активной части ОС (Со).
Математическая зависимость перечисленных показателей может быть представлена следующим образом:
ФОа = Оу / Са = (В*Ц)/ (К*Со)
Для музыкального училища примером подобной зависимости могут выступать музыкальные инструменты, используемые в процессе обучения. Объем услуг измеряется количеством часов учебной нагрузки с применением музыкальных инструментов. Фактор «цена единицы услуг» следует рассматривать в тех случаях, когда обучение осуществляется на платной основе.
Кроме того для данного учреждения рассчитывается укрупненный показатель фондоотдачи на 100000 руб. из-за незначительного количества обучающихся.
Рассмотрим показатель эффективности использования ОС музыкального училища в таблице 12.
|
|
Таблица 12 – Анализ фондоотдачи основных средств
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год | Изменение (+,-) | |
абсолютное | в % | |||
1. Контингент учащихся, чел. | 433 | 426 | - 7 | -1,6 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 6940,8 | 7323,2 | +382,4 | +5,5 |
В том числе | ||||
Активной части | 5001,0 | 4409,1 | -591,9 | -11,8 |
Из них музыкальных инструментов | 4113,2 | 3913,9 | -199,3 | -4,8 |
3. Фондоотдача, количество учащихся на 100000 руб. основных средств | ||||
Всех ОС | 6,2 | 5,8 | -0,4 | -6,5 |
Активной части | 8,7 | 9,7 | +1,0 | +11,5 |
Музыкальных инструментов | 10,5 | 10,9 | +0,4 | +3,8 |
4. Удельный вес активной части в общей стоимости, % | 72,1 | 60,2 | -11,9 | -16,5 |
5. Удельный вес музыкальных инструментов в общей стоимости активной части, % | 82,2 | 88,8 | +6,6 | +8,0 |
В течение отчетного периода по сравнению с предыдущим годом незначительно сократилось количество учащихся в музыкальном училище в расчете на 100 тыс. руб. ОС. Показатель фондоотдачи в своем абсолютном выражении уменьшился на 0, 4 тыс. руб. или на 6,5 %.
Чтобы установить степень влияния факторов первого порядка на фондоотдачу, проведем факторный анализ с использованием приема абсолютных разниц (таблица 13).
Таблица 13 – Факторный анализ фондоотдачи основных средств
Показатели и факторы | Расчет уровня влияния | Влияние на фондоотдачу (+,-) | ||
алгоритм | цифровой расчет | абсолютное | в % | |
Изменение фондоотдачи основных средств, всего | ФО1 – ФО2 | 5,8 – 6,2 | -0,4 | +100 |
В том числе | ||||
Изменение удельного веса активной части | (УДа1 – УДа0) * ФО а0 | -0,119 * 8,7 | -0,1 | +250 |
Изменение фондоотдачи активной части | УДа1 * (ФО а1 – ФО а0) | 0,602 * 1,0 | +0,6 | -150 |
Как показывают данные таблицы наиболее существенное влияние на фондоотдачу ОС оказало уменьшение на 16,5 % удельного веса активной части. Под влиянием этого фактора фондоотдача снизилась в абсолютном измерении на 0,1 (степень воздействия этого фактора составила 250 %).
За счет изменения активной части повысилась фондоотдача всех ОС училища 0, 6 (степень воздействия этого фактора составила 150 %).
Далее рассмотрим методику анализа фондоотдачи активной части ОС музыкального училища. В качестве факторов примем изменение удельного веса музыкальных инструментов в общей стоимости активной части (количественный фактор) и их фондоотдачи. Алгоритм факторного анализа аналогичен методике изложенной в таблице 13. А наш расчет выполним в таблице 14.
Таблица 14 – Факторный анализ фондоотдачи активной части
Показатели и факторы | Расчет уровня влияния | Влияние на фондоотдачу (+,-) | ||
алгоритм | цифровой расчет | абсолютное | в % | |
Изменение фондоотдачи активной части основных средств, всего | ФОа1 – ФОа2 | 9,7 – 8,7 | +1,0 | +100 |
В том числе | ||||
Изменение удельного веса музыкальных инструментов | (УДм1 – УДм0) * ФО м0 | 0,066*10,5 | +0,7 | +70 |
Изменение фондоотдачи музыкальных инструментов | УДм1 * (ФО м1 – ФО м0) | 0,888 *0,4 | +0,3 | +30 |
Положительное изменение фондоотдачи активной части в первую очередь обусловлено отклонение количественного фактора – увеличение удельного веса музыкальных инструментов в стоимости активной части на 8,0 %. За счет этого фактора отдача активной части возросла на 0,7 единицы (сила влияния фактора составила 70 %).
Качественный фактор изменения фондоотдачи активной части (изменение отдачи музыкальных инструментов) также оказывал положительное влияние на результативный показатель. Изменение отдачи музыкальных инструментов (3,8%) обусловило повышение фондоотдачи активной части на 0,3 единицы или на 30%. Это говорит о незначительном увеличении интенсивности использования в течение отчетного года музыкальных инструментов.