Схема обсуждения результатов свободной дискуссии

Сначала один или несколько участников излагают выводы, к которым пришла группа в результате дискуссии, затем обсуждается и анализируется ее ход.

Преподаватель задает уточняющие вопросы:

- Сколько времени заняла дискуссия?

- Соответствуют ли ее результаты поставленной цели?

- Какие затруднения возникли по ходу дискуссии?

- Кто внес наибольший вклад?

- Удовлетворены ли участники результатами своей работы?

Желательно, чтобы в ходе обсуждения все участники высказали свое мнение. В процессе работы за три года по проведению дискуссионных собраний мы прошли три этапа:

I этап – детей не особенно волновали темы собраний и отношение к ним было «ну, давайте поболтаем» (первый год работы).

II этап – детей заинтересовала возможность поспорить друг с другом, загнать друг друга в угол «ну, давайте поспорим» (второй год работы).

III этап – детей интересует сама проблема, тема, возможность выхода из ситуации «ну, давайте подискутируем».

Необходимые условия проведения собрания.

1. Все дети садятся в большой круг. Они должны видеть и слышать друг друга. Круг является символом коллективной жизни человечества (Дьюи).

2. Воспитатель или учитель сидит среди учеников и каждый раз меняет свое место внутри круга.

3. Темы собраний могут предлагаться учителем на его усмотрение или группой.

4. Продолжительность собрания – 45 мин.

5. Детям предоставляется возможность поднимать руку всякий раз, когда они хотят высказаться. Задача воспитателя разговорить всех, кто сам не может проявить инициативу.

6. Воспитатель никогда не должен перебивать ученика, чтобы исправить грамматическую ошибку, неверное или нелитературное слово.

7. Начинают обсуждение всегда младшие по возрасту.

Очень интересно проходили собрания там, где использовался метод мозгового штурма (М.М.Ш.).

Там, где собрания становятся привычным делом, уровень общения между детьми меняется. Это проявляется в гуманизации отношений между учениками, которые проявляют больше терпимости, внимания, заботы друг к другу.

Проведение дискуссионных собраний вначале наталкивалось на сильное сопротивление со стороны воспитателей. Основной причиной являлось то, что они не видят в них большого смысла. А если и видят, то не видят в них большого смысла. А если и видят, то не знают, как воплотить их в жизнь.

По мере того, как собрания входили в практику, воспитатели чувствовали себя свободнее и увереннее. Убедившись, что на собраниях не только сильные, но, в первую очередь, слабые ученики проявляют свою незаурядность, они признали проведение дискуссионных собраний, как неотъемлемую часть реорганизации ГПД.

В школе часты конфликты из-за непонимания взрослых и детей, родителей и учащихся, учителей и родителей. Учителя и родители обижаются на детей, что они их не почитают, дети обижаются на учителей из-за оценок, на родителей из-за невнимания к себе и т. д.

Умение вести дискуссию, спор, отстаивать свои убеждения, возражать, не соглашаться это удел очень смелых людей. Потому что кроме того, что приходится опровергать мнение вышестоящих, и это не всегда выгодно, человек подставляется, сразу же обнаруживаются «интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и...самоуважение». Умение выслушать своего противника, умение заботится об истине, а не о победе над своим противником, одни из главных составляющих умного и вежливого спорщика. Количество спорщиков среди детей в последнее время увеличилось. Поэтому были разработаны следующие рекомендации:

1. Прежде всего уметь внимательно выслушивать человека, который не согласен с твоим мнением.

2. Необходимо задать ему дополнительные вопросы, которые можно разделить на:

· на понимание (лучше всего начинать с «Правильно ли я Вас понял...?

· переспрос самых слабых пунктов в утверждениях оппонента «Это ли утверждает коллега…?»

При этом в дискуссии достигаются три цели:

1. Отклоняются возражения, что его «неправильно поняли»

2. Выигрывается время для обдумывания своих собственных возражений

3. Завоевывается симпатия среди тех, кто наблюдает за спором, благодаря вниманию к противнику.

Во время своего собственного выступления необходимо попытаться:

· Не обвинять («ты не прав»)

· Не лезть в мотивы (ты поддерживаешь того-то, потому, что тебе это выгодно и т.д.)

· Не отклоняться от темы спора и доводить его до конца, то есть до опровержения тезиса противника или признание собственной неправоты.

Если спор ведется вежливо и спокойно, обеспечено спокойное отступление. Признавая полную или частичную правоту противника, можно завоевывать уважение окружающих и заставить противника также смягчить крайности своей позиции. Еженедельно каждый учащийся или учитель может выступить перед всеми на открытой площадке – «Пятничные встречи», на дискуссионном собрании, через газету «Мы», через школьные сайты.

Желающих выступать сейчас в школе перед всеми формально не очень много, но в то же время, конечно, каждый хочет, чтобы его услышали.

На какие недостатки обращалось внимание воспитателей при ведении дискуссии?

1. Как это не удивительно, самую негативную реакцию вызывает предложение посадить детей полукругом, чтобы разговор получился непринужденным. Воспитатели пробуют переставлять столы как угодно, но только не кругом: «Пусть сидят, как сидели».

2. Во время дискуссионного собрания воспитатели иногда принимают перебивающие друг друга выкрики с мест. Наверное это вполне допустимо при проведении игр «Хорошо – плохо», но не при обсуждении серьезных тем. Практически всегда «блиц» - ответы поверхностны, категоричны. Поэтому ребят стали учить правилу «отстроченная реакция»: прежде, чем сказать «Подождать 60 сек.».

3. Во время собраний очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Учитель может проанализировать позицию класса, но очень осторожно, стараясь избежать авторитарности.

Однажды шел семинар руководителей школ Кабардино-Балкарии, организованный совместно с институтом повышения квалификации КБГУ. Главной целью семинара было знакомство с технологией коллективной деятельности как метода организации общения. На занятиях учащиеся вместе с педагогами ставили проблемы, в том числе «неучебные», обсуждали цели, способы их достижения, затем делились по творческим группам, вырабатывая индивидуальные и коллективные позиции по изучаемой проблеме. А затем шло общее обсуждение разрешаемой проблемы, защищались позиции групп. Все участники семинара должны были стать полноправными этого действа, но увы больше сидели и помалкивали.

В клубе «Риторика» у педагога Жашуевой Р.И. школьники в разновозрастной группе обсуждали сказку З. Миркиной «Белый заяц», напечатанную в замечательной книге Е. Ямбурга «Школа на пути к свободе» с комментариями Г. Померанца «Уроки Белого Зайца».

В ходе дискуссии о борьбе за выживание в дикой природе, дети перешли на обсуждение войны в Чечне, проблем религиозного экстремизма, взаимоотношений в человеческом обществе. И, вдруг, одну из присутствующих дам прорвало: «Причем эта сказка о животных и война в Чечне? Разве можно обсуждать с детьми такие серьезные вопросы?!» Засмущавшись (на Кавказе не принято перечить взрослому, а тем паче гостю), дети стали терпеливо объяснять о том, что они тоже ответственны за то, что происходит вокруг них, что если быть злым можно из зайца превратиться в волка, а из него в злого Человека.

Я вспомнил эту мудрую сказку после беслановских событий, изменивших ситуацию в стране и не в лучшую сторону. Вспоминал на похоронах, когда седобородые мужчины плакали и, устремив свой взор на небо, вопрошали: «Что делать? Куда идти? Кому мстить?». В те минуты каждый из нас думал о том, можно ли было спасти детей. Когда долго борешься с кем-то становишься похожим на врага своего? Неужели «окончательное решение может дать только подвиг девочки-волшебницы?» (Г. Померанц)

Краткое содержание сказки таково:

Среди зайцев появляется Белый заяц, недотепа, как-то он приносит скрипку, которая пела «Все хорошо. Все очень хорошо». А когда на них напали волки, Белый Заяц продолжал играть, плакал и говорил: если моя скрипка говорит неправду, пусть волки съедят меня. Появляется девочка – волшебница с синими-синими глазами, которая строит заячий город, где не было волков и лис, где были зайцы, ягнята и цветы. И была в том городе белая стена не пропускающая туда злых. И все было хорошо, пока они не услышали, что волки за стеной плачут и просят их впустить. Среди зайцев начинается спор. Одни кричат от страха, другие радуются, третьи жалеют волков. Девочка – волшебница одного гладит по головке, второму сказала: «Ты злорадный, можешь сам стать волком. Не думай, что волки всегда волки, а зайцы всегда зайцы...» Третьему сказала: «В тебе нет злорадства, но ты безответственный»

А что такое «ответственный»? – загалдели зайцы.

Это значит почувствовать себя и в волчьей, и в заячьей шкуре.

Далее девочка заявляет, что нельзя волков одних оставлять и уходит к ним на мороз. Теперь волки начинают спорить, что делать с девочкой. И тогда когда на нее готовы были наброситься и съесть, один из волков встал на ее защиту.

Ну вот, ты больше не волк. Ты друг, - сказала девочка, взмахнула волшебной палочкой, и они очутились в Белом городе. Девочка плачет от счастья, что хоть один волк стал Другом, а остальные волки завыли от тоски.

Вот такая сказка, о нас с вами.

После знакомства и обсуждения сказки, учителя решили ее включить в образовательную программу школы, несколько раз инсценировали, проводили ролевые игры, подбирали музыку, рисовали. Где-то обсуждение шло по заранее составленному плану, где-то проводили занятие спонтанно на эмоциях, но всегда подводили к тому, чтобы дать почувствовать учащимся себя в шкуре и зайца, и волка.

На первом этапе задавались контрольные вопросы начинающиеся с «Почему?», «Согласны ли вы с...?», «Что значит быть?», «Можно ли...?. Дети делали очень важный вывод о том, кто мы, какие, а кто другой, с кем он, каково ему. Подчеркивалась необходимость прислушиваться к самому себе.

На втором этапе возникали вопросы: «Человек с характером животного?», «Зачем влезать в чужую шкуру?», «Заячья душа и человек с заячьей душой?», «Волк-зверь и человек-волк?».

Вот как рассуждали дети у педагога – воспитателя И.В. Бутаевой: внутри каждого из нас есть волшебная скрипочка, это наша доброта, любовь, чувство ответственности, наша совесть. Не все люди ее слышат. Но мы можем помочь друг другу услышать друг друга. Стоит только захотеть и «все будет хорошо! Все будет очень хорошо!».

А на третьем этапе: Почему Кавказ? Кому нужна эта война во имя Аллаха Милостивого и Милосердного? Только ли в борьбе за национальную безопасность спасение от всех бед?

Теперь уже всем понятно, что в орбиту войны втягивают весь народ Кавказа. Политическая, экономическая, социальная ситуация в регионе позволила «личностному и социальному протесту соединиться с религиозным изуверством». Ислам дает бунту трущоб небесную санкцию, и имеет четко выраженный образ общественного устройства, не может приспособиться к любому обществу. Не зря сегодня такое большое внимание уделяется духовному воспитанию, межконфессиональному диалогу.

А дети у себя в тетрадках записали:

В одном человеке может жить Волк и Заяц

Надо быть готовым к самопожертвованию

Стараться врага сделать другом

Каждый красив по-своему

Всегда прислушиваться к Скрипочке внутри себя.

Глава 5. Управление

Высшим органом управления является общее собрание учащихся, педагогов-воспитателей и родителей, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности, утверждает план и регламент работы. Между собраниями основные вопросы руководства решает совет из 10 человек (5+5)

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: