Глава 6. Помощники школы

Во внеурочное время происходит органическое слияние деятельности учителей, родителей, работников внешкольных учреждений и самих воспитанников.

Мониторинг с родителями показал, что все родители довольны работой в группе и постоянно интересуется делами в школе, 73% откровенны с учителями по поводу своего ребенка. На вопрос «Что больше всего привлекает вашего ребенка в школе?» они ответили:

· учиться на уроках – 13%

· ходить в группу – 74%

· общаться с друзьями – 13%

«…школа сама становится формой социальной жизни, миниатюрным сообществом, тесно взаимодействующим с другими субъектами совместного опыта внешкольных стен. Все виды и аспекты образования, которые развивают способность эффективно участвовать в социальной жизни, суть нравственное образование» (Дьюи «Демократия и образование», 2000, с.324).

В нашей школе к общешкольным родительским собраниям готовятся все учителя. На собраниях мы стремимся избавить родителей от скучных нотаций, не говорим о том, кто и как учится, как ведет себя. В некоторых общешкольных родительских собраниях принимают участие и ученики. Формы их участия бывают самыми разными: выставки ученических работ, выступления ребят, концерты художественной самодеятельности.

Одно из собраний было организовано как дискуссия. Родители поделились на проблемные группы. Они не только слушали учителей, но и сами горячо говорили обо всем, что их волнует и тревожит. Атмосфера получилась достаточно откровенной. Многие ушли с собрания с новым пониманием образовательного процесса.

Когда перед родителями встал вопрос «Как на детей влияет учеба в нашей школе? В чем выражается результат учебной деятельности?», возникла идея проведения на следующем общешкольном родительском собрании предметных экскурсий по школе. Родители собрались в группы для экскурсий. Педагоги оформили выставки по предметам. Экспонатами стали творческие работы детей из разных классов. Каждой группе родителей педагоги рассказывали концепции преподавания своего предмета, отвечали на вопросы, знакомили с работами ребят. Экспозиция показал, как нетрадиционное преподавание продолжается в творческих работах исследовательских проектах учащихся.

Наша школа является федеральной экспериментальной площадкой. Это учебное заведение, где учителя сами создают, анализируют, отрабатывают нетрадиционный учебный процесс. Естественно, что у родителей, чьи дети учатся в нашей школе, возникают вопросы, сомнения и даже тревога. Если раньше, для большинства родителей вставал вопрос: надо ли помогать делать ребенку уроки? В чем помочь ему, а в чем – не помогать? (да и не все родители могла оказать эту помощь). Если раньше родители должны были уделять больше внимания контролю выполнения домашнего задания, режиму дня, рабочему месту своего ребенка, то теперь, все эти проблемы решают воспитатели и сами дети.

Поэтому темой следующего общешкольного собрания стала «Организация послеурочной творческой деятельности учащихся». Собрание состояло из 3-х частей: общий сбор в актовом зале, занятия с родителями в роли учеников, анализ проведения работы и дискуссия.

Родителей познакомили с режимом дня в ГПД и предложили провести самоподготовку. Родители поделились на микрогруппы, одним была предложена задача для решения, другим - примеры, третьи, разбив параграф из учебника истории на абзацы, готовили пересказ.

Родители в парах пересказывали друг другу свой абзац из параграфа, задавали вопросы, оценивали, менялись в парах. Каждый побывал и в роли учителя и в роли ученика.

Родители увидели, что ученик будет усваивать быстро и качественно лишь то, что тут же применит на деле или передаст другому.

После знакомства с работой филиала ДШИ, секций, кружков по интересам и микрокружков все родители остались довольны.

Особенно сильное впечатление произвели на родителей дискуссионные собрания. Об этом они говорили на дискуссии, которая стала итогом этого родительского собрания. Выдержки из дискуссионных собраний детей не могли оставить их равнодушными. Очень была взволнована мама Вадима Г., когда говорила о диспуте в группе, где занимается ее сын. На диспуте «Споры родителей из-за детей». Мальчик признался, что обманывал маму и бабушку, приходя домой поздно, каждый раз придумывал какую-нибудь историю. Когда обман раскрылся, возник конфликт между мамой и бабушкой. Бабушка пыталась оправдать Вадима, а мама поругала и в наказание запретила гулять и играть с друзьями во дворе в течение недели. Дети высказывали свое мнение об услышанном, пытались помочь Вадиму, предостеречь его в дальнейшем от подобных конфликтов. Каково же было удивление мамы мальчика, когда в конце диспута он заявил, что мама наказала, потому что любит его больше, чем бабушка, она хочет, чтобы он был порядочным, честным и добрым.

На другом дискуссионном собрании в клубе «Факел» дети говорили на тему «Строгий или добрый учитель». Лиля, болезненная девочка, она часто пропускает занятия в школе. Для нее самое главное, чтобы учитель был добрым. Лиля сказала, что никогда не сможет подойти к строгому учителю и попросить объяснить тему, которую она не поняла или пропустила. Жанна считает, что учитель должен быть строгим. Но стеснительная Арина сказала, что если учитель своей добротой не будет располагать к себе, она никогда ничего не спросит и не поделится своей радостью или впечатлениями с таким преподавателем. Даже на уроке, сказала Арина, не поднимет руки и не станет отвечать. Такие откровенные споры детей не могли оставить родителей равнодушными. Они увидели, что даже самые замкнутые и стеснительные дети говорят, спорят, рассуждают, отстаивают свое мнение, выслушивают чужое. Они учатся быть толерантными. Дети пытаются оценивать свои действия, действия друг друга, и действия взрослых. В школе это активные участники всего происходящего, такими они будут и в жизни.

Активность родителей после таких общешкольных собраний растет. По степени активности родители делятся на 3 группы:

6. Активные.

7. Эпизодически участвующие.

8. Пассивные.

О работе школы можно судить по отзывам родителей:

«Поняла, что работа в ГПД дает моему сыну несравнимо больше, чем та помощь, которую я ему могла оказать при выполнении домашнего задания».

«Теперь знаю, что родитель, если хочет помочь своему ребенку, должен выступать не в роли учителя, а стать таким учеником, вместе с ним наблюдать и сравнивать».

«Этому педагогу могу доверить своего ребенка».

«Эта школа – школа для детей».

Безусловно родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений: о выборе школы для своего ребенка; об оставлении школы, если она не устраивает семью; о влиянии на принимаемые администрацией школы решения с целью изменения сложившийся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки.

Наиболее востребованной остается информация, связанная с образовательными результатами школы, условиями обучения и состоянием ресурсного обеспечения образовательного процесса.

При этом ясно, что родителям учащихся разных возрастов нужна конкретная информация. Например, родителей учащихся начальной школы гораздо больше интересуют условия обучения, а родителей старшеклассников – учебные достижения.

Попытаемся охарактеризовать содержательный информационный запрос родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: