Интервью в Валерией (девочкой, собиравшей деньги)

Учитель: Валерочка, скажи, ты любишь получать подарки или дарить их друзьям?

Валерия: Я люблю и дарить, и получать. Это все так приятно.

Учитель: А что тебе обычно дарят?

Валерия: Игрушки разные, одежду, книги.

Учитель: На подарки, которые ты даришь, где берешь деньги?

Валерия: Ну, я у мамы прошу, если есть свои, трачу свои. Мне дедушка часто дает. Мама мало дает денег. В основном на автобус. Часто подарки я делаю сама. Что-нибудь нарисую, склею. Подружкам своим подарю, маме, бабушке. Им нравятся мои подарки.

Учитель: Почему ты захотела собирать деньги в классе? Ты не боялась держать в руках такие большие деньги?

Валерия: Нет, они же не мои. Я их сразу отдавала Мурату, он относил домой маме. Я сделала специальный кошелек, туда все складывала. Все время носила с собой, боялась потерять.

Учитель: А ты ждала новый подарок, чтобы тебе было интересно узнать, какой он будет?

Валерия: Да, я все время думала, что там будет такое вкусненькое, необычное (дети предполагают, что в подарке будет не то, что они видят каждый день. Это должен быть элемент новизны, сюрприз, неожиданность).

Учитель: Почему ты забеспокоилась, когда М. не сдал тебе деньги?

Валерия: Да у него все видели эти 100 рублей. Я ему говорю: «Сдавай, а это потеряешь и тебя мама убьет. Я знаю, она у него строгая, он сам говорил. Все будут с подарками а ты что?»

Учитель: Что он тебе ответил?

Валерия: Он сказал: «Это не твое дело. Деньги мои, как хочу, так их и трачу!» Он не стал меня слушать.

Учитель: Ты не говорила об этом своей бабушке (классный руководитель Р.Ю. – ее бабушка)? Может быть, она бы ему объяснила и этого не произошло?

Валерия: Да у нас сразу продленка началась, мы репетировали танец, я забыла, и Мажид убежал куда-то.

Учитель: Как ты узнала, что он потратил деньги?

Валерия: А Малик хвалился потом с Хасаном, что они играли в «Sony» с Мажидом, он всем купил сухарики, конфеты.

Учитель: Ты расстроилась, узнав об этом?

Валерия: Ну да, они же знали, что надо сдавать деньги. А они такие веселые были. Свои бы деньги потратили, тогда узнали бы. А они умные!

Учитель: Ты с бабушкой дома не разговаривала об этом?

Валерия: Нет, бабушка занята дома. Мы с мамой домой к себе ушли. А потом праздники сразу начались.

 

Интервью с Маликом, Хасаном и Машей

Учитель: Ребята, вы часто ходите играть на компьютере?

Маша: Я ни разу не играла. У меня нет денег, мне мама не дает.

Хасан: Я играю, когда есть деньги.

Малик: Я люблю играть. Иногда хожу, когда дядя дает нам с Маликой (его сестра), тогда играю.

Учитель: В школьном кафе что-нибудь вкусненькое покупаете?

Хасан: Я сухарики покупаю.

Малик: Я каждый день покупаю.

Маша: Нет, я ничего не покупаю.

Учитель: А вы угощаете друг друга, делитесь сладостями?

Дети: Да.

Учитель: Почему вы сдали деньги на подарки? Там те же сладости?

Хасан: Ну, родители сказали, что надо сдать. А там много всего вкусного, интересного.

Малик: Надо было сдавать.

Учитель: Может, их было интереснее потратить на что-то другое? Что можно купить на 100 рублей?

Маша: Ага, родители потом ругались бы.

Хасан: Много чего можно купить, всякие там машинки, фишки.

Малик: Много наклеек. Сладкое мы и так едим каждый день. Родители потом убили бы, если б мы потратили.

Учитель: Когда Мажид тратил свои деньги, вы за него не переживали? Ведь его тоже могли ругать!

Хасан: Он не сказал вначале, что за деньги. Он нас позвал, мы пошли играть.

Маша: А он потом стал всех спрашивать, что нам купить, мол, у меня много денег.

Учитель: И вы не спросили, откуда у него столько денег?

Малик: Он сказал, что это его деньги. Они собирают с Солтаном (старшим братом). Они еще металл сдают.

Учитель: Как вы узнали, что он потратил деньги, данные на подарок?

Малик: Да его мама пришла в школу, ее Раиса Юнусовна позвала. Они стали ругаться.

Хасан: Мажид потом плакал и сказал, признался во всем.

Учитель: Когда вы увидели, что он остался без подарка, вы его пожалели?

Маша: Он ничего не сказал, просто стоял. Мы думали, ему тоже будет подарок.

Хасан: Да, я давал ему конфеты. Он их не хотел брать.

Малик: У меня подарок мама взяла сразу и у Малики, чтоб пакеты не порвались

 

Комментарий

В результате беседы стало ясно, что дети с большим удовольствием получали от Мажида знаки внимания и принимали его добрые жесты. Им было приятно. Но они оказались довольно равнодушными к тому, что Мажид остался без подарка, это их сильно не беспокоило. Хотя эти мальчики достаточно дружны в повседневной жизни.

Может быть, это объясняется не неискренностью их отношений, а лишь необходимостью пребывания в школе в одном классе?

Это необходимо взять на заметку психологу.

 

Интервью с Мажидом

Цель этой беседы не услышать описание произошедшего из уст самого ребенка, а попытаться узнать, чем живет и дышит его семья, каковы отношения между родителями, между ними и детьми. В семье 4 мальчика. И работает один папа. Почему мама так строга с этими детьми? Необходимо выяснить Мотив и причину поведения Мажида в данной ситуации.

Учитель: Мажид, мы сейчас с тобой поиграем. Я буду корреспондентом нашей газеты «Горняцкая слава». Я собираюсь писать статью о семьях, где много детей. В редакции мне посоветовали рассказать о вашей семье. Почему  я обратилась к тебе? Я знаю, у тебя много братьев. Расскажи мне о них.

Мажид: Да, нас 4 брата. Музафару 13 лет. Он живет у бабушки в деревне. Солтану 14 лет, он у нас в школе в 9»А». Есть еще Мусса. Ему 4 года.

Учитель: Кого из братьев ты больше любишь?

Мажид: Муссу люблю, он самый маленький, такой интересный. И Солтана люблю. По Музафару скучаю.

Учитель: Вы дружно живете с братьями или иногда ругаетесь?

Мажид: Дружно, но иногда ругаемся. Мусса заберет и мою машинку, и свою и не отдает.

Учитель: Когда вы остаетесь одни, когда играете, вы делитесь друг с другом тем, о чем вы мечтаете, чего больше всего хотелось бы иметь?

Мажид: Да, мы всегда об этом разговариваем, что мы хотим, вот бы мама с папой купили на это. Мусик хочет джипик с пультом, и я этого хочу. А Солтан хочет, чтоб папа починил нашу машину, не продавал ее, а ему подарил.

Учитель: А маме с папой вы рассказываете об этом? Делитесь с ними своими тайнами?

Мажид: Да нет, они нас не спрашивают. Я иногда говорю, что хочу. А Солтан сказал, что все равно они не сделают так, как мы хотим.

Учитель: Вам родители покупают что-нибудь вкусное?

Мажид: Да, покупают. Папа всегда с работы что-нибудь приносит нам всем. И когда зарплата, приносит.

Учитель: А маму он угощает?

Мажид: Мама у него пылесос всегда просит. Он говорит, что денег нет. Когда они злятся друг на друга – ничего не покупает.

Учитель: Мажид, и кто из вас чаще всего ходит в магазин?

Мажид: Я, мама ставит чайник и мне говорит, чтоб я пошел за маслом. Я быстро бегаю. Успеваю, пока он закипит.

Учитель: Сдачу разрешают оставлять себе?

Мажид: Иногда да. А когда денег нет, то отдаю.

Учитель: Мажид, что ты делаешь с деньгами? У тебя бывают свои личные деньги?

Мажид: Мы собираем их. У нас есть такой олень, туда складываем, когда металл сдадим, когда дадут. Папа, когда дает.

Учитель: А папа часто дает вам деньги?

Мажид: Когда зарплата, всегда дает. И когда пьяный – дает, мы и не спрашиваем. У меня сейчас в деревне 5 килограммов алюминия. Привезу – сдам. Там его никто не собирает.

Учитель: На что вы собираете деньги?

Мажид: Мы вначале хотели маме купить сотовый. Потом поняли, что это будет долго, и теперь просто так собираем.

Учитель: Мажид, как ты думаешь, ты жадный или нет?

Мажид: (очень уверенно, не задумавшись ни на секунду). Да, жадный!

Учитель: Почему ты так думаешь?

Мажид: А мы когда металл с ребятами сдадим, они хотят забрать свою долю, а я им не разрешаю, говорю: «Давайте собирать деньги!». Если они не соглашаются, тогда идет и что-нибудь покупаем в магазине.

Учитель: Мажид, я думаю, это не жадность, это расчетливость, экономность. Ты сам на себя не наговаривай. Я знаю, ты любишь угощать других. Когда у тебя было 100 рублей на подарок, ты же не истратил их один, а угостил всех, кто был в буфете.

Мажид: Ну да. Мы играли с мальчиками в «Sony», а кто не играл, тем я дал конфетки, еще что-то.

Учитель: мне кажется, когда ты угощал всех, ты чувствовал себя добрым папой, который все делает приятное. А ты не боялся, что мама будет ругать за то, что ты потратил деньги?

Мажид: Нет, я тогда не думал об этом.

Учитель: Ты не подумал о том, что останешься без подарка?

Мажид: Да нет, мне он был не нужен. Мне так интереснее.

Учитель: Ты не пробовал объяснить маме, что для тебя эти деньги интереснее потратить не на подарок, а на более приятные для тебя вещи? Может, она согласилась бы?

Мажид: Нет, не говорил маме.

Учитель: Мажид, ты сейчас знаешь, как огорчил многих близких тебе людей своим обманом. Ведь 100 рублей – это большие деньги. А сейчас ты смог бы поступить так же?

Мажид: Уже нет. Меня так избили дома! Сейчас и хочется, и не хочется. Рука прямо тянется, чтобы отдать деньги.

Учитель: Видишь, Мажид, в тебе как бы живут два человека. Один правильный и послушный, второй все хочет делать по-своему. Ты помогай первому быть сильнее второго. Одному ему не справиться.

Мажид: Ну да! Меня мама избила, потом дала читать книжку. Сказала, чтоб я выучил ее.

Учитель: Как называлась эта книжка?

Мажид: Я не помню, сказка какая-то. Я запомнил только три столбика.

Учитель: Ты не обиделся на своих родителей за то, что они сильно наказали тебя?

Мажид: Сразу я плакал. Потом не обиделся.

Учитель: Мажид: представь себе, что ты уже папа и у тебя есть маленький сын. Ты стал бы давать ему деньги, сколько?

Мажид: Я буду всегда ему давать их. А сколько – не знаю…

Учитель: Мажид, спасибо тебе за такие искренние ответы. Мне было очень приятно побеседовать с тобой. Я уверена, что твои мама с папой очень любят тебя и гордятся тобой, несмотря ни на что.

 

Комментарий

Сразу хочется отметить, что так долго и так близко я общалась с этим мальчиком впервые, хотя учу его уже четыре года. И я узнала этого ребенка совершенно с другой стороны. На уроках этот ребенок часто бывает не готов, плохо работает. Отвечает всегда на вопросы с затруднением, без всякой охоты. Но этот ребенок с таким удовольствием пошел на контакт. У него так сияли глаза во время разговора, он не улыбался, говорил без остановки. Приходилось прерывать иногда, чтобы задать следующий вопрос. Речь его оказалась довольно связанная, о том, что ему интересно, близко. Его взгляд лишь слегка омрачился, когда я задала вопрос о потраченных им деньгах. Беседуя с ним, я испытывала большое удовольствие от того, что он доверился мне, и я поняла, что у ребенка уже есть своя какая-то личная жизнь, свой внутренний мир. Ребенок этот очень добр, заботлив. Он с такой любовью рассказывал о своей семье. Этот ребенок, оказывается, намного взрослее, самостоятельнее, чем он кажется. Как плохо и мало знаем мы наших детей. Он уже пытается сам зарабатывать себе деньги, понимая сложное материальное положение в семье. Его младший брат какое-то время даже не мог ходить в садик – не было обуви. Мажид принес в школу деньги на питание, но взял их у себя в копилке, а не у мамы. Конечно, этому ребенку уже неинтересны сладости в пакетике. И беда не в том, что он иначе распорядился 100 рублями. Беда в том, что он не мог посоветоваться с родителями. Они воспринимают его как глупого мальчика, пытаются руководить им. А мы, взрослые, должны быть внимательнее к детям. Теперь я уважаю этого человека!

Доверительная беседа с Мажидом оказалась самой важной во всем, что связано с этим случаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: