Основа культуры – национальные традиции

Ни кабардинцы, ни балкарцы не имели права кричать, ругаться друг с другом, сквернословить в присутствии женщин. Любой мужчина не имел права допустить, чтобы в его присутствии оскорбили женщину, избили её, надругались над ней. Независимо от того, знает он её или нет, он должен был защитить честь и достоинство женщины даже ценой своей жизни. Мужчина не поступивший по-рыцарски, не защитивший женщину, заслуживал всеобщее призрение.

Кабардинец или балкарец мог простить человеку многое, но если оскорбили его мать, сестру, супругу, то он не выяснял: откуда, кто сказал и т. д., а отвечал на оскорбление немедленной силой, своим кинжалом.

В-третьих, наша школа расположена в районе, который считается самым неблагополучным в городе. Рабочий район, где живут, в основном, работники неработающего предприятия, близость больницы, кладбища и т.д. Поэтому, школьный коллектив стремится сразу реагировать на любые тревожные сигналы, какими бы незначительными они не казались, а уж тем более, если события имели резонанс в масштабах школы. Что делали в школе когда такое происходило? В тот же день в кабинете у директора школы собрались бы учителя, родители, представители инспекции по делам несовершеннолетних и приняли бы решение или об отчислении ученика из школы, или о строгом выговоре с последним предупреждением, решение принималось после слез, после слов извинения, мольбы и пощады.

В данном случае, накал страстей побудил коллектив не только к рассмотрению этого случая, но и к проведению при помощи метода «Case - study» изучения проблемы хамства теоретически. Был создан организационный комитет в составе: Гулиев Х. О., Мусатов Р. М., Гуппоева Е. М., Хаджиева Х. З., Мутагирова Ф. М. и подготовлен план проведения кейса, порядок оформления документов, распределены роли. Проект получил название «Хам» и соответственно, были сформулированы: проблема, цели и задачи, и гипотеза, которую собирались проверить.

Проблема: формулируется как граница дозволенного для детей в условиях экспериментальной школы ориентированной на свободу самовыражения.

Цели и задачи: необходимо, чтобы дети сами ставили границы своей свободы. Для этого нужно создать условия для обретения детьми опыта самооценки и рефлексии. Т.е. ввести их в круг "взрослых" проблем, дать попробовать их решить, представив себя на месте этих взрослых. Дать возможность посмотреть на себя и на школьную ситуацию с позиции преподавателей и администрации.

Авторам проекта казалось совсем не лишним дать и учителям послушать учеников вне привычного контекста. Т.е. попробовать испытать взаимную эмпатию и на деле попробовать проявить толерантность, принципы которой одними произносятся, другими слушаются, часто без привлечения в жизни.

Гипотеза: реальный опыт рефлексии возможен только в реальных делах. Идея состояла в том, чтобы допустить детей к управлению школьной жизнью. Смоделировать учебную ситуацию с не учебными результатами, которые при условии их удачности будут воплощены в действительности. Авторы не надеялись разрешить проблему школьных конфликтов и детского хамства (если такое словосочетание уместно), но лишь показать и учителям, и ученикам сложность и неоднозначность проблемы хамства и конфликта как такового. Что конфликты можно и нужно разрешать и исследовать. И при таком подходе, конфликт имеет свои положительные, в том числе и образовательные стороны. Что это реальный навык гражданской жизни и социальной деятельности.

В процессе дискуссии

Через неделю после случившегося было объявлено общее собрание (преподавательский коллектив и школьники с 5-го по 11-ый класс), где директор предложил проанализировать теоретически проблему хамства. Единственным требованием был запрет персонально никого не обсуждать и не спорить. После чего ученики самостоятельно организовали четыре разновозрастные группы с условными названиями:

1. Инициатор конфликта.

2. Человек на которого направлен конфликт.

3. Свидетели конфликта.

4. Что такое конфликт?

Для каждой группы были сформулированы вопросы исходя из специфики темы. Вопрос о том, что бы дети посоветовали учителям и администрации, в разных вариантах присутствовал во всех группах. Присутствующие учителя участвовали на равных с детьми, не пытаясь ограничить или навязать своё мнение. Затем группы собрались на общее собрание где от каждой группы были заслушаны сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: