Что же делать с «хамами»?

При описании инициатора конфликта список ещё длинней. Дети умудрились перечислить почти все осознаваемые ими пороки. Но при переносе акцента с описания ведущего себя конфликтно человека на те причины, которые вызывают такое поведение, школьники стали давать ответы взятые из личного опыта, а не "снятые" с абстрактной фигуры некоего "хама". Ответы стали более искренними, порой даже вызывавшими оторопь из-за угадывающегося за словами эмоционального напряжения. Например, в качестве причин конфликтного поведения были названы и неразделённая любовь, и неприятие обществом, и чувство мести.

Такая же картина наблюдалась, когда с описания человека на которого направлен конфликт, перешли на обсуждение того, что он чувствует. Тут большую активность проявили девочки и ученики младших классов. Понятно, что им то как раз чаще всего приходится быть объектом нападок. Именно они отличились и большей жестокостью в ответах на вопрос как предотвращать конфликт, что делать с хамами и что дети посоветуют администрации и учителям в этом плане. Посоветовали "сажать на электрический стул", лечить медикаментозно ("держать на уколах") и создать отдельную "школу для хамов".

На вопрос, что делать тому, на кого направлен конфликт, несколько раз поступало "дикое" предложение уехать из города. Такая крайность взята детьми из личных наблюдений. В городе, где толком не работает ни одно предприятие, серьёзная угроза стихийных бедствий, да ещё ребёнок "другой" национальности, школьные конфликты часто становятся последней каплей, когда семья бросала всё и уезжала из города. Или отправляла ребёнка в другой город учится.

Затронули и вопросы мультикультурного образования. Часть детей признала, что с большей вольностью ведут себя с учителем, если он другой национальности. Это считается своеобразным признаком "доблести". Мальчики признались, что использовать матерную лексику чужого языка легче, чем своего. Мат на родном языке означает своего рода высшую степень агрессивности. Таким образом они отметили, что мат является одним из проявлений толерантности.

 

Как уничтожить месть

Мы понимали, что нецензурная брань со стороны А. Х. была местью. Что бы уничтожить месть необходимо уничтожить то, что делает человека ищущим мщения, проявив уважение к нему. Для кавказского менталитета (гордость) это особенно актуально. Хам мстит за то, что другие не оценили его не уважают должным образом, не проявили любви к нему.

Обсуждая, кому труднее в школе, учителю или ученику, мнения разделились поровну во всех группах и у всех возрастов. Первые отвечали что учителю, потому что у него обязанностей больше, да и "мы, ученики - не сахар". Другие им отвечали, что у учителя не только больше обязанностей, но и прав и возможностей. К примеру, опять же нахамить ученику, которому приходится "боятся не только учителя, но и родителей".

Показательными являются ответы на вопрос, что делать коллективу, конфликт наблюдающему. На ряду с ответами "помочь разобраться", "попытаться помирить" и т.д., пальму первенства делят предложения, суть которых сводится к тому, чтобы конфликт засекретить и занять выжидательную позицию, что это и есть самое "верное" решение.

 

Свобода по правилам

Особое внимание уделялось неформальным беседам. Беседы имели две направленности. Во-первых, нужно было донести до детей главные цели мероприятия и его результаты. За обсуждением и спорами, изначальные цели мероприятия хоть и были достигнуты (и именно в той мере, в которой планировались), но остались непонятыми детьми. В беседах выяснилось, что некоторые дети настроены достаточно скептично в отношении к результатам и целесообразности мероприятия. "Всё это ничего не даст! Хамы как были, так и будут". Особенно им понравился момент, что им, как ученикам, дали возможность влиять на руководство школы.

В ходе бесед с учителями, родителями, сверстниками А. Х. выяснилось, что он в детстве был робким мальчиком, мало общался со сверстниками. В школе мог замкнуться, не принимал участия в общих мероприятиях. Никогда не пел и не танцевал. К тому же в семье очень строгие отношения провозглашаемые отцовскими запрещающимися приказами ограничивающие его свободу. Его все время сравнивали со старшим братом и выставляли в худшем свете. К тому же (это может быть очень важно) ближайшие родственники А. Х. недавно получили новые назначения, начали работать на ключевых должностях в Эльбрусском районе и для него то, что посмели отнестись к нему не в соответствии с его «новым статусом» больно ранило его.

Второй темой для бесед было обсуждение с учениками их же ответов и скрытых в них противоречиях. Например, такое: детям нравится либеральный уклон школьного эксперимента, но в то же время почти все в ответ о предотвращении хамства предложили ужесточить школьные правила и ввести наказания.

Для взрослых было очень трудно понять, на чью сторону встать, что свобода твоя всегда натыкается на свободу другого и что только самоуправление, а не указы и приказы, регулирует отношения между людьми. И тогда когда взрослый человек подошел к хаму и сказал: «Извини меня, за то что я на тебя накричала», тому не оставалось ничего как произнести дрогнувшим голосом: «Извините, пожалуйста, и Вы меня. Я не знаю, что со мной тогда случилось».

Конечно, проект дал ценный материал всему школьному коллективу, особенно тем, кто занимается гражданским образованием, психологу, администрации. Смеем надеяться, что он дал пищу для размышлений и детям.

Тут в кратко приведённых результатах сделан акцент на детских ответах, которые показались коллективу школы требующими внимания и коррекции. Что совсем не значит, что не было ответов конструктивных, радующих учительское сердце. В общем-то, конструктивных было гораздо больше. Проект показал, что общая культура и отношение друг – другу взрослых и детей, школы и семьи выросло, а процессы гуманизации уклада школьной жизни принимают необратимый характер.

 

Новогодний подарок

Район, где находится школа, удален от центра города, это объясняет проживание здесь большого количества семей с низким материальным уровнем. У многих учеников родители не работают, нет постоянного дохода или они очень малы. Дети в таких семьях во многом ущемлены, обделены. Много неполных и неблагополучных семей.

Многие мамы вынуждены целые дни и ночи проводить за вязкой, чтоб как-то обеспечить свои семьи самым необходимым. Поэтому у них мало времени уделяется воспитанию своих детей. Часто забота об образовании и воспитании лежит на плечах школьного коллектива. У родителей нет времени, а иногда и желания интересоваться проблемами детей, их внутренним миром, нет доверительных отношений. Некоторые дети просто боятся своих родителей и смело подчиняются их требованиям. И здесь не приходится говорить о том, что ребенок имеет в такой семье право голоса, право высказать свое мнение, поделиться сокровенными желаниями. Такие дети замкнуты.

В нашей республике есть обычай: взрослые приходят в дом, где есть дети, часто дарят им деньги. Поэтому у многих детей, даже маленьких, бывают какие-то личные суммы. Но многие из наших учеников умеют зарабатывать деньги сами. Они собирают металлолом и сдают его. Этими деньгами они распоряжаются сами. И если старшие ученики имеют какое-то представление о ценности денег, то малыши относятся к деньгам по-другому. Иногда желание завоевать авторитет среди друзей, зависть, стремление стать лидером в своей среде заставляют этих детей брать деньги без разрешения, воровать дома и у учителей, а такое бывает часто. Этому способствует еще и равнодушие окружающих. В данной ситуации только одна девочка, которая собирала деньги, сказала Мажиду, что он не должен тратить деньги, а сдать их, мама дала их на подарок, а не на буфет и компьютер. Остальные мальчики и девочки, кто «помогал» ему в этом, просто радовались вместе с ним, брали спокойно у него сладости и играли. Хотя все они знали, что это деньги на подарок.

Мажид в последующей беседе сказал, что он не думал о том, что его будут ругать. (А его после этого родители просто избили, как он сам сказал). Желание быть добрым, нежадным оказалось сильнее страха перед родителями.

Проблема Мажида заключается и в том, что его мама очень строга и деспотична. У нее сложные отношения с мужем. Четверо мальчиков в семье. И Мажид не мог сказать ей, что он не сдал деньги, что он был бы рад эти деньги потратить не на сладости, а на более нужное и интересное. А мама даже не допускала мысли, что сын мог ослушаться и поступить так нехорошо, обманывая при этом не только ее, но и весь класс.

Поэтому мама обратила свою агрессию на учителя, не попытавшись дома спокойно разобраться в случившемся. Это заставило еще какое-то время Мажида обманывать и скрывать правду. Здесь им уже руководил только страх перед наказанием.

Предвзятое отношение мамы к учителю и идеализация своего сына привели к тому, что история получила широкую огласку, в нее были привлечены совершенно посторонние люди.

Спасибо Мажиду, он в этой очень сложной для него ситуации нашел в себе силы признаться во всем, не обвиняя при этом никого, не перекладывая свою вину на других.

Эта история стала большим потрясением для многих родителей и коллектива школы. В результате возникли следующие вопросы, которые обсуждались всеми. Группа учителей и старшеклассников решили провести в школе и среди родителей опрос.

Многие родители дали письменные ответы на эти вопросы.

 

Вопросы:

1. Почему могла возникнуть подобная ситуация?

2. Что побудило ребенка так поступить?

3. Как вы относитесь к подобной проблеме и существует ли она в нашей семье?

4. Как вы ее решаете? Поделитесь своим опытом.

5. Нужны ли детям личные карманные деньги? Почему?

6. Хотите ли вы обсудить это в кругу родителей, детей, учителей?

 

Ответы родителей и некоторых учителей

… Данная ситуация кризисная. Но ее в дальнейшем можно избежать, так как ребенок еще маленький. Не все еще потеряно.

 

… Такое могло произойти из-за того, что нет доверия между ребенком и мамой. Мама доминирует над ребенком. Да, контроль, конечно, должен быть, но в пределах разумного. В воспитании ребенка должен присутствовать как контролирующий стиль, так и демократический. Ребенок, не должен расти в семье скованным, боязливым, с другой стороны, в душе с ним надо постоянно общаться, внушать, что она наравне со взрослыми в семье, в данном случае – с родителями несет ответственность. А здесь преобладает страх перед матерью…

…Не надо прятать деньги от своего ребенка. Они должны храниться в доступном месте, ребенку надо говорить, он должен знать, сколько их, где они, как и на что тратятся.

…Если он попросит у матери деньги, не надо ему отказывать. Но если на этот момент их у вас нет или их мало, объясните ему: «Извини, малыш, сейчас у нас нет денег (или только на хлеб). Получу зарплату, я дам тебе». Уверяю, он не будет искать эти деньги на стороне, врать, обманывать, искать повод их найти. Он, любя мать и доверяя ей, будет спокойно ждать этих денег. Еще раз повторюсь, доверие между родителями и детьми, особенно между мамой и ребенком – это основа для нормальной семьи…

…Ребенок не будет алчным. У него должны быть свои деньги, рублей 50-100, в зависимости от возраста, можно и больше. В семье всякое бывает, бывает и так, что и я прошу и беру у детей деньги на продукты, но они знают, что всегда могут рассчитывать на маму…

…В наше непростое время, когда многие остались без работы, большинство семей испытывают недостаток в финансах, в социальной сфере. Проблем в семьях стало больше, люди стали обозленными. Но ни в коем случае нельзя это все переносить на детей, выливать все проблемы, разочарования, зло на своего ребенка…

…Формирование чувства близости между родителями и детьми, умение сопереживать, понимать друг друга, доверять друг другу, я считаю, должно присутствовать в каждой семье.

…У каждого свое отношение к деньгам, но у нас у всех вместе – другое, чем будет у наших детей. Просто потому, что они растут в другое время. А мы росли в свое время, и, когда мы уже выросли, выяснилось, что время изменилось. И наше отношение к деньгам изменилось, и тогда нам пришлось учиться зарабатывать по-новому и тратить по-новому.

…Другое дело – наши дети. Они еще растут, и от нас зависит, какими они будут.

…Отношение к деньгам и отношение ко всем другим вещам складываются у человека не сразу, а имеют свою историю. И возможно, у каждого эта история своя.

…А может быть, даже все эти истории состоят из какого-то числа шагов, ступеней и поворотов, которые надо пройти, прежде чем стать самостоятельным взрослым человеком.

Вопросы к старшеклассникам:

 

Как смотришь на эту проблему?

На эту проблему нужно смотреть только с тревогой за воспитание этого ребенка.

Почему такое могло произойти?

… Причину нужно искать только в семье, в которой растет этот ребенок. А растет он очень безответственным. Он привык, что легко достаются деньги.

Что двигало этим ребенком?

… Этот ребенок привык, что все доступно для него и он без зазрения совести (хотя он знал, что эти деньги на подарок он уже потратил) ждал: авось ему тоже вручат подарок. Какая наглость!

Можно ли давать личные деньги, если да, то какую сумму?

Мне кажется, еще рано, но в крайнем случае можно, только до 5-10 рублей, но не больше.

 

…Проблемы, вообще никакой нет. Это может произойти с каждым ребенком, и не стоит заострять на этом внимание, а тем более поднимать коллективное обсуждение.

…Дети хотят иметь какие-то деньги и ими хоть раз распоряжаться по своему усмотрению. Нужно больше доверять ребенку. Этот ребенок хотел быть самостоятельным и походить на взрослых людей. Деньгами дети должны распоряжаться в определенной сумме (давать деньги на покупки в магазине, советоваться с детьми при приобретении крупных вещей, давать на карманные расходы)…

…Приучать детей с детства расходовать деньги и больше доверять личные деньги детям необходимо, в пределах возможностей семейного бюджета…

…В этом случае ребенок не получал такой суммы, поэтому он их легко потратил…

…В первую очередь я объяснила бы ребенку, что он подвел себя. Что этого не надо было делать…

…Я считаю, что лет до 7-8 дети никак не должны относиться к деньгам. Родители должны обеспечивать их всем необходимым и ни в коем случае не говорить о домашних денежных проблемах. Позже родители обязаны развивать в ребенке чувство меры, но делать это надо деликатно. Не кричать и говорить, что нет денег, о вежливо и доступно объяснить, что в данный момент они не могут себе этого позволить. Но обязательно в скором времени постараются обеспечить необходимым…

…Нужно стараться, чтобы твой ребенок не приобрел такое странное чувство, как зависть, что чаще всего и толкает детей на кражу. Давайте вспомним, сколько краж происходит в детском саду и в начальной школе. Многие не считают это проблемой. Но я твердо уверена в том, что то, что закладывается в детстве, обязательно проявится в будущем. И о последствиях можно только догадываться…

…Ребенок недостаточно воспитан. Этим ребенком двигало неуважение к старшим и безответственность перед классом. Наше мнение отрицательное, но, чтоб не ущемлять права ребенка, можно давать в день 10 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: