Межполушарная асимметрия

Курсовая работа

 

Тема: Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению

 

Автор:

Егорина Алина Геннадьевна,

студентка IV курса, группы 41 «У»,

специальность 0312

 

 

Научный руководитель:

Дунаева Ольга Геннадьевна,

преподаватель педагогики и психологии,

14 разряд

 

Москва

2005

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………...3

Глава 1. Теоретические основы работы учителя начальных классов

с леворукими детьми ……….……………………………………………………………5

§ 1.Психофизиологические особенности леворуких детей………………………………………………………………………………....5

§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников………………………………………………………………………..14

Глава 2. Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем

адаптации к школе. Рекомендации педагогу и родителям ……………………………………………………………....25

Заключение……………………………………………………………………….33

Понятийный аппарат…………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………………36

Приложения…………………………………………………………………………37

Введение

Темой нашего исследования является «Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению» - и это не случайно. Эта тема интересна для меня, т.к. в моей семье преобладает леворукость и сама я являюсь леворукой, поэтому на протяжении обучения я частично знакомилась с различной литературой по этому вопросу, выступала с сообщением и готовила реферат. Именно эта подготовительная работа легла в основу нашей курсовой работы. 

Леворукий ребёнок. Некоторые родители, которые были воспитаны «старой школой», воспринимают это как страшный диагноз. Однако всё чаще мы называем леворуких детей проблемными. Нам с ними трудно, но главное – им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми.

Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.

Леворукие дети наиболее часто страдают от желания взрослых «переделать» природу – заставить леворукого «быть как все» – праворуким. Стремление родителей и педагогов «не ждать милостей от природы» всегда обречено на неудачу, но, к сожалению, число желающих сделать ребёнка таким, «как я хочу», не становится меньше. Это происходит из-за стойкого неприятия леворуких детей: из-за того, что их часто считают «неспособными» к обучению.

Очень долгое время первоклассников-левшей переучивали. И впервые отказ от переучивания леворуких детей был обоснован украинскими психиатрами. Инициатором борьбы за права левшей был А.П. Чуприков (заведующий кафедрой детской, социальной и судебной психиатрии в Киеве). В начале 80-х годов в газете «Правда» появилась его статья под названием «Если вы левша». В ней впервые публично было сказано, что насильственное переучивание леворуких детей наносит многим из них психологическую травму. На протяжении долгих лет проводились научные симпозиумы, учителям читали лекции в защиту леворуких детей. И лишь в 1985 году учителя школ постепенно отказались от переучивания левшей на правую руку.

Данная курсовая работа направлена на то, чтобы выявить ведущую руку у детей и предложить некоторые методы помощи по адаптации леворуких детей в школе.

 

Методологический аппарат исследования.

Тема: Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению.

Область исследования: психология и педагогика

Объект исследования: леворукость детей.

Предмет исследования: адаптация леворуких детей младшего школьного возраста к школе.

Проблема исследования: проблема между созданными условиями в обществе в основном для праворуких и существующими на практике леворукими людьми, которым эти условия затрудняют адаптироваться в «праворуком» обществе.

Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.

Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить особенности леворукости у младших школьников.

3. Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.

4. Организовать и провести практическую часть работы.

5. Обобщить полученные данные и представить их в виде методических

     рекомендаций учителям, родителям.

Методы исследования:

1. Эксперимент – тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского

2. Наблюдение

3. Беседа



ГЛАВА I. Теоретические основы работы учителя начальных классов с леворукими детьми.

Психофизиологические особенности леворуких детей

Межполушарная асимметрия

Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (см. приложение №1).

Однако следует понимать, что это очень общая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки. В то же время из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон, чем в мускулатуру левой стороны, но от правого полушария к правой половине тела также поступает большое число волокон, то есть оба полушария как бы стремятся осуществлять большой моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия и есть одно из объяснений преобладающей праворукой активности. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответствии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии - так и есть. Среди леворуких возможны два варианта расположения речевых центров и в левом (таких большинство) и в правом полушарии.

Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса (см. приложение№2). Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям, правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.

Каждому взрослому человеку свойственно предпочтение (асимметрия) одного из двух парных органов - рук и ног, слуха, зрения. У здорового индивидуума возможно отсутствие предпочтения лишь для одного или двух парных органов при обязательной одинаковой асимметрии других. Каждый человек имеет присущее ему сочетание предпочтений (асимметрий), называемое индивидуальным латеральным профилем: психическим, обусловленным специализацией полушарий мозга; моторным, говорящим о предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не рассматривается), и сенсорным - показывающим выбор для ведущего глаза и ведущего уха. Теоретически выделяют правый, левый и смешанный латеральные профили, однако и среди них есть достаточно большое число сочетаний. Для детей младшего школьного возраста дело обстоит значительно сложнее, поскольку их индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9-10 годам, так как созревание структур головного мозга представляет собой длительный и неравномерный процесс, протекающий одновременно с развитием и ростом самого ребенка.

К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки - амбидекстрию. Дети с однородным (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.

Таким образом, категория левшей расширяется, включая леворуких детей, ребят, пользующихся правой рукой при письме, но выбравших ее для этой цели под нажимом родителей или педагогов и внешне леворукими не являющихся, амбидекстров и детей с признаками левшества. Постепенно становится понятно, что левшество не сводится к внешне заметной леворукости, а может присутствовать в функциях всех парных органов.

Таким образом, при левшестве предпочтение левой руке составляет внешнюю часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. Следовательно, имеет место другое распределение функций между левым и правым полушариями, что отражается непосредственно на любом виде деятельности ребенка, в том числе и учебном.

В левшестве проявляется и иное межполушарное взаимодействие, которое в процессе развития ребенка совершенствуется благодаря как созреванию отдельных зон коры, так и окончательному формированию нервных путей, соединяющих оба полушария. Поэтому частичное отставание от сверстников у ребенка с перекрестной латеризацией может быть преодолено к концу обучения в начальной школе, если к этому времени не накоплены различные негативные факторы, возникшие в процессе его обучения и воспитания.

Если попытаться выделить из описываемой категории детей отдельные группы левшей, по количеству трудностей в обучении, то выясняется:

Первая группа - это истинные левши с однородным профилем латеризации (следует иметь в виду, что у здорового человека левыми и рука, и глаз, и ухо, и нога быть не могут) оказываются добросовестными, ответственными учениками, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость, правда, на мой взгляд, несколько прагматичными и прямолинейными.

Следующая группа включает эмоциональных, творческих учащихся, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.

Третья группа объединяет "встрепанных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.

К последней группе можно было бы отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.

Мнения учёных о возникновении леворукости не только различны, но и противоречивы. Несмотря на значительное число работ, посвящённых этому явлению, нельзя сказать, что оно полностью изучено и что есть чёткие доказательства подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть серьёзные и курьёзные, никогда и никем не подтверждённые предположения и доказанные многолетними исследованиями. Это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.

Естественно, что в теориях происхождения леворукости и влияния её на адаптацию за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Рассмотрим некоторые из этих факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: