Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа (см. приложение№4). Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу, леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир.

Действительно ли левши «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходить правшей? К сожалению, на этот вопрос ещё нет однозначного ответа. Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: сохраняются сторонники двух крайних взглядов.

Первые все-таки считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность.

Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребенка.

Когда речь идет о значительном проценте левшей среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя «не таким как все», неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно – задача не из легких. К этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдет, а значит, есть ограничения в выборе профессии и еще какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может.

Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации. Дети-левши с нарушениями в раннем развитии и минимальными мозговыми дисфункциями представляют в этом случае особую группу риска.

Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человек не имеет никакого контроля, т.е. в тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию. С этой точки зрения микрострессы, с которыми постоянно сталкиваются левши (даже если не брать такие крайние варианты отрицательного воздействия среды, как переучивание), как раз и есть те ситуации, над которыми левши не властны.

В таких случаях важно выяснить, возникают ли нарушения психического здоровья оттого, что левши просто к этому более расположены, менее адаптивны, более чувствительны, или оттого, что существование левшей в праворукой среде неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адаптации, приводящих к срыву здоровья. Разделить влияние этих факторов практически невозможно, и скорее всего имеет место и первое, и второе.

Существуют данные и о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития некоторых психических функций. Левши могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, словарного запаса, но более высокие математические способности.

У сторонников второй точки зрения, отстаивающих лучшие, чем у правшей, способности, тоже достаточно аргументов. Среди левшей немало не только способных, творчески одаренных, но и гениальных людей – гениальные художники и блестящие политики, актеры и режиссеры, математики и шахматисты, люди, отличающиеся нестандартностью восприятия, мироощущения. Такие левши действительно есть, но не меньше и гениальных правшей. Как доказательство несправедливости вывода о дегенератизме левшей контраргумент о гениальности использовать можно, но для доказательства преимущества левшей над правшами этого совсем не достаточно. И все же попытки доказать преимущества левшества хотя бы в определенных видах деятельности имеют реальную основу. В специальных исследованиях американских ученых, проведенных среди студентов университета, выявлена четкая зависимость между превалированием руки и профессией художника. Среди художников выявлено 20% левшей, 27% амбидекстров и 53% правшей, а среди студентов других специальностей 7% левшей, 15% амбидекстров и 79% правшей, т.е. почти половина художников – неправорукие.

Однако, обсуждая эти данные, мы должны отчетливо представлять себе, что выбор профессии для леворукого человека бывает ограничен, и этот факт может сыграть свою роль.

Рассмотрим эти проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: