Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку». Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.
Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех – пятилетнем возрасте). Так как, именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Поэтому для выявления ведущей руки можно предложить ряд тестов (см. приложение№5).
В данной курсовой работе для проведения эксперимента был использован тест, разработанный отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским.
В эксперименте приняли участие ученики 1-го «А» класса, школы №1323 ЦАО города Москвы в количестве 4 человек, возраст – 6-7 лет (см. приложение№6).
Тест представляет собой игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий – бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.
Тестирование проводится индивидуально. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.
Необходимые условия – спокойная и благожелательная обстановка, не следует фиксировать внимание ребенок на том, что вы определяете. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка, мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Для проведения эксперимента составляется таблица «Бланк тестирования» (см. приложени№7).
Тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского
ЗАДАНИЯ.
Рисование.
Материал: лист бумаги, карандаши или фломастеры.
Инструкция: положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка (см. Приложение 2 рис. 2). Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.
Открывание небольшой коробочки.
Материал: небольшая коробочка или спичечный коробок.
Инструкция: ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).
Построение колодца из палочек (спичек).
Материал: счетные палочки или спички.
Инструкция: «Построй из этих палочек колодец»
Ведущая рука используется более активно.
Игра в мяч.
Материал: небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой.
Инструкция: мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Перебрасывание повторяется несколько раз.
5. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.).
Материал: ножницы, открытка или карточки (пазл).
Инструкция: «Возьми ножницы (картинки) и вырежи (сложи) по контуру». Ведущая рука более активна, причем ребенок необязательно ею держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Эта проба неинформативна, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.
Задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
Нанизывание пуговиц на шнурок.
Материал: шнурок, пуговицы.
Инструкция: «Возьми шнурок в одну руку, а пуговицы нанизывай другой». Ведущая рука выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Выполнение вращательных движений.
Материал: пузырьки с закручивающейся крышкой.
Инструкция: ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2–3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Здесь: ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Развязывание узелков.
Материал: шнурок с завязанными на нём узелками.
Инструкция: попросить ребёнка развязать узелки. Ведущая рука развязывает узел (другая его держит).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков–процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки.
Строительство (постройка из кубиков дома, ограды; складывание рисунка по образцу и т. п.)
Материал: кубики или конструктор.
Инструкция: «Построй из этих кубиков...» Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.
При складывании кубиков нередко используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор или мозаику.