Методологические основы анализа производства продукции

Анализ объема выпуска продукции производится в несколько этапов:

 

1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции

2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту

3. Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы

4. Анализ ритмичности выпуска продукции

 

Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции

Анализ производства продукции начинают с изучения динамики ее производства, расчета индексов роста и прироста. Эти показатели могут выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения.

Анализ проводится согласно следующей таблицы.

 


Таблица 1

 

Анализ динамики выпуска продукции

 

Период

Произведенная продукция

Темпы роста

Базисные Цепные

Тб=РПi/РП0х 100%

Тц=Рпi/РПi-1 х 100%

Где РПi-1 – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-1 году;

РПi – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-ом году (месяце, квартале) соответственно;

РПо - объем выпущенной продукции за период, взятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать средние темпы роста и прироста выпущенной продукции:

Средний темп роста рассчитывается по формуле 1:

 

             (1)

где Тi – темп роста за i-ый период

n – число периодов

Средний темп прироста:

 

Тпр = Тср – 100.                                                                  (2)

Анализ степени выполнения плана производится по данным, приведенным в таблице 2.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Таблица 2.

 

Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием

 

Изделие

Объем производства продукции, тыс. руб.

план факт Абсолютное отклонение фактического уровня от планового Относительное отклонение фактического уровня от планового

A

,,,

,,,

,,,

,,,

B

,,,

,,,

,,,

,,,

C

,,,

,,,

,,,

,,,

D

,,,

,,,

,,,

,,,

Итого

,,,

,,,

,,,

,,,


Анализ выполнения плана по ассортименту

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1. по способу наименьшего процента

2. по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен

факторную модель анализа выполнения плана по ассортименту можно представить следующим образом:

 

Таблица 3

 

Анализ выполнения плана по ассортименту

 

Изделие

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Удельный вес выпуска

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План. Факт. План. Факт.
Итого

 

Возможными причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: