Анализ объема выпуска продукции производится в несколько этапов:
1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции
2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту
3. Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы
4. Анализ ритмичности выпуска продукции
Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции
Анализ производства продукции начинают с изучения динамики ее производства, расчета индексов роста и прироста. Эти показатели могут выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения.
Анализ проводится согласно следующей таблицы.
Таблица 1
Анализ динамики выпуска продукции
Период | Произведенная продукция | Темпы роста | |
Базисные | Цепные | ||
… | … | Тб=РПi/РП0х 100% | Тц=Рпi/РПi-1 х 100% |
Где РПi-1 – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-1 году;
РПi – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-ом году (месяце, квартале) соответственно;
|
|
РПо - объем выпущенной продукции за период, взятый за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать средние темпы роста и прироста выпущенной продукции:
Средний темп роста рассчитывается по формуле 1:
(1)
где Тi – темп роста за i-ый период
n – число периодов
Средний темп прироста:
Тпр = Тср – 100. (2)
Анализ степени выполнения плана производится по данным, приведенным в таблице 2.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
Таблица 2.
Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием
Изделие | Объем производства продукции, тыс. руб. | |||
план | факт | Абсолютное отклонение фактического уровня от планового | Относительное отклонение фактического уровня от планового | |
A | ,,, | ,,, | ,,, | ,,, |
B | ,,, | ,,, | ,,, | ,,, |
C | ,,, | ,,, | ,,, | ,,, |
D | ,,, | ,,, | ,,, | ,,, |
Итого | ,,, | ,,, | ,,, | ,,, |
Анализ выполнения плана по ассортименту
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
1. по способу наименьшего процента
2. по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.
|
|
3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен
факторную модель анализа выполнения плана по ассортименту можно представить следующим образом:
Таблица 3
Анализ выполнения плана по ассортименту
Изделие | ТП в план. ценах, тыс. руб. | Удельный вес выпуска | Выполнение плана, % | ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | ||
План. | Факт. | План. | Факт. | |||
… | … | … | … | … | … | … |
… | … | … | … | … | … | … |
Итого | … | … | … | … | … | … |
Возможными причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.