Формы безналичных расчетов

Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать лю­бую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяй­ственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств.

В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; чеками; аккредитивами; платежными поручениями-требованиями; платежными требованиями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его коммерческому банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение 10 дней, не счи­тая дня выписки.

Коммерческий банк принимает платежное поручение от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются. При равномерных постоянных поставках расчеты между поставщи­ками и постоянными покупателями совершаются в порядке плановых платежей с использованием расчетов платежными поручениями.

При проведении таких расчетов плательщик сдает поруче­ние в трех экземплярах своему учреждению банка. Документы из банка плательщика направляются в учреждение банка, об­служивающее получателя. При этом с расчетного счета пла­тельщика списываются денежные средства, указанные в пла­тежном поручении, и направляются в банк получателя для за­числения на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет получателя.

Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, де­понированных (специально отложенных) на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекода­теля, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах ко­торой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Расчеты аккредитивами. Обязательство коммерческого банка, возникаю­щее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих вы­полнение условий договора, называется аккредитивом.

При этой форме расчетов платеж производится не в учреж­дении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахожде­ния поставщика. Для совершения платежа покупатель обраща­ется в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Сле­довательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретае­мых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на акк­редитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачис­ляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. В этой современной форме расчетов поставщик предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ.

Расчеты платежными требованиями. Платежные требо­вания широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Платежное требование содержит все необходимые реквизи­ты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему уч­реждению банка взыскать платеж. Следовательно, составлен­ные документы поставщик передает в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкас­со. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обяза­тельство вовремя переслать их в учреждение банка, обслужи­вающее покупателя, взыскать там с него средства и перечис­лить на расчетный счет поставщика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы изучили организационные особенности ОАО «Банк ВТБ», основные направления его деятельности, провели анализ его рентабельности, доходности. Несмотря на сложные рыночные условия и необходимость увеличения расходов на резервирование, ВТБ в 2008 году показал положительный финансовый результат. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 212 млн. долларов США по сравнению с 1,5 млрд. долларов США в 2007 году.

Делая вывод об особенностях ВТБ, можно отметить высокий уровень рисков, присущий всей российской экономике и ее банковскому сектору, а также высокую степень концентрации бизнеса банка на отдельных контрагентах и повышенную долю заемных средств в капитализации. В числе положительных характеристик ВТБ  - наличие опытного менеджмента, благодаря которому банк занял позиции, позволяющие ему развивать свой бизнес в условиях ухудшения экономической ситуации.

Но всё же, необходимо отметить, что сегодня Россия находится в условиях экономического кризиса, а это значит, что коммерческие банки должны глубоко пересмотреть свою деятельность, развить новые стратегии, которые были бы более рациональными и приносили бы максимальную прибыль.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: