Вопросы к спектаклю «Обломoff» Михаила Угарова

(«Центр драматургии и режиссуры» п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина)

Спектакль «Обломoff» поставлен по одноименной пьесе Михаила Угарова. Зафиксируйте те сюжетные изменения, которые осуществил автор пьесы в процессе переделки романа И.А. Гончарова «Обломов». Чем обусловлены эти изменения? Можно ли говорить о смещении смысловых акцентов, если да – как именно они смещены?

Пьеса и спектакль Михаила Угарова является ярким примером такого современного театрального направления, как «новая драма». Ее отличительные особенности: пристальное внимание к современности во всех ее проявлениях, стремление показать людей и жизнь на сцене такими, каковы они в реальной действительности, принципиальный отказ от всяческих театральных «спецэффектов», интерес к современной речи (использование речи в ее необработанном виде, вплоть до нецензурной лексики). Новая драма в каком-то смысле соотносима с особенностями отражения действительности в искусстве фотографии.

Найдите в спектакле черты традиционного, привычного вам театра, с одной стороны, и «новой драмы» – с другой. Меняется ли их соотношение по ходу спектакля?

Охарактеризуйте систему персонажей в пьесе Михаила Угарова. Как она соотносится с системой персонажей в романе? С чем связаны отличия?

Обратите внимание, как в спектакле исполняется ария Casta Diva. Чем обусловлено такое режиссерское решение?

 

Вопросы к семинару по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» и картине В.Перова «Старики-родители на могиле сына» [32]

Каковы характер и роль пейзажа в эпилоге романа Тургенева и на картине Перова»?

В каких еще произведениях русской литературы вы встречали описание кладбища? Найдите эти фрагменты в книгах или распечатках и принесите на семинар (или подготовьте дома необходимые выписки). Каким литературным и – шире – культурным традициям соответствуют эти описания? Включите тургеневское описание кладбища и могилы Базарова в этот ряд.

Какие черты картины Перова позволяют говорить о ней как о произведении критического реализма?

Что особенного во внешнем облике могилы, перед которой стоят старики-родители на картине Перова, и как это характеризует человека, который в ней похоронен?

Прочитав эпилог романа "Отцы и дети", Герцен писал Тургеневу: "Реквием на конце – с дальним апрошем (фр. approche – приближение) к бессмертию души – хорош, но опасен, ты эдак не дай стречка в мистицизм". Тургенев ответил, что в мистицизм он не ударится, а в отношениях к Богу придерживается мнения Фауста, которое писатель приводит в подлиннике, а вам оно дается в переводе:

Кто, на поверку,

Разум чей

Сказать осмелится: "Я верю?"

Чье существо

Высокомерно скажет: "Я не верю"?

В Него,

Создателя всего,

Опоры

Всего: меня, тебя, простора

И Самого Себя?

Найдите в заключительном описании романа переклички с этой цитатой из Гете. Как соотносится эпилог с сюжетом самого романа, какая "точка отсчета" задается в нем?

 

Вопросы к семинару «Феномен русского вранья в изображении русских писателей и его историко-культурные корни» [33]

Вспомните известных вам литературных персонажей-врунов из произведений Грибоедова и Гоголя (заранее договоримся, что мы будем говорить о случаях бескорыстного, самодостаточного вранья, а не вранья, преследующего достижение конкретной цели). Охарактеризуйте ситуацию вранья, в которой оказываются эти персонажи. Приведите конкретные примеры их вранья (чем больше, тем лучше). Охарактеризуйте эти персонажи как социально-психологический тип. Почему, зачем и когда именно они врут?

Воспроизведите точки зрения Ф.М.Достоевского («Нечто о вранье» 1873) и Ю.М.Лотмана («О Хлестакове» 1975), объясняющие условия и причины появления такого социально-психологического типа в русской культуре. В чем сходство этих позиций? Чем обусловлены различия?

Вопросы к семинару по рассказу Ж.-П. Сартра «Стена» [34]

Охарактеризуйте сюжетную ситуацию в этом рассказе. Проследите развитие сюжета. Как меняется мироощущение главного героя в ожидании смерти? Почему рассказ заканчивается смехом главного героя?

Каков смысл заглавия рассказа? Проследите по тексту все контексты употребления слова "стена".

Проследите, как в рассказе проявляются основные идеи философии Сартра, выраженные в статье «Экзистенциализм – это гуманизм».

 

Вопросы к семинару по фильму Г.Данелия "Осенний марафон" (1979) [35]

1. Какая метафора лежит в основе этого фильма? Как она помогает понять его смысл? Какие лейтмотивные детали присутствуют в фильме (на уровне предметной детализации, реплик, жестов (мимических, пластических) персонажей? Каково их значение?

2. Выделите в фильме характерные черты советской культуры 70-х – 80-х гг., прокомментируйте их.

3. Рассматривая фильм как сложно организованное высказывание (включающее сюжетную линию, систему конфликтов, типы героев и антигероев и т.д.) сопоставьте «Осенний марафон» с «Чапаевым» и «Заставой Ильича» и на примере фильмов проиллюстрируйте эволюцию советской культуры от 30-х к 80-м.

4. Хороший или плохой человек Андрей Бузыкин? Мотивируйте свой ответ примерами из фильма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: