В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:
1. устное — письменное (с точки зрения формы речи);
2. диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
3. межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);
4. непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия наличия опосредующего аппарата);
5. контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.
В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных стилевых образований.
Значительны языковые различия между диалогической и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая — к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение — это межличностное по преимуществу общение, а публичная речь — это монологическая речь.
|
|
Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т. п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации.
Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.
Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документа ми, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.
Совещание, собрание представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах устной и письменной.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды(Психологическийсловарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — С. 232):
|
|
1. «Контакт масок»— формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маскивежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение,в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению.
3. Светское общение,определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение,направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости особенностей личности собеседника.
5. Духовное межличностное общениемежду людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение,направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Практическое задание
Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.
Деловое общение можно классифицировать по целям общения, в соответствии с этим выделяют следующие виды делового общения:
- эмоциональное;
- информационное;
- убеждающее;
- конвенциональное;
- императивное;
- манипулятивное;
- партнерское.
Вид делового общения | Краткая характеристика |
Эмоциональное | Имеет цель сформировать у делового партнера необходимое для определенной деловой ситуации субъективное психологическое состояние – эмоциональный фон, настроение, которое будет способствовать повышению его эмоциональной активности и успешности деятельности в данной ситуации. |
Информационное | Расширение информационного фонда делового партнера посредством передачи ему профессиональной информации или инновационных идей. |
Убеждающее | Осуществляется с целью изменить когнитивно-ценностную ориентацию или личностную установку делового партнера. |
Конвенциональное | Поддержание и закрепление договорно-правовых отношений в деловом мире: соблюдение делового протокола, делового этикета, следование национальным и профессиональным традициям, создание новых традиций. |
Императивное | В качестве своей цели предполагает авторитарный контроль над поведением делового партнера или открытое принуждение его к определенным решениям или действиям. |
Манипулятивное | Цель его – скрытое внедрение в психику делового партнера (адресата манипуляции) тиках установок, намерений, желаний, мотиваций, которые внутренне не присущи ему, но желательны манипулятору. Здесь, как и в императивном деловом общении, целью становится установление контроля над мотивациями и поведением партнера. |
Партнерское | Это общение равноправных субъектов, в процессе которого к деловому партнеру относятся как к равному, учитывают его интересы, стремления, установки, эмоции. |
|
|
В деловом общении применимы все виды общения, но в моей практике применяются такие виды общения, как партнерское, эмоциональное, информационное и конвенциональное.
Заключение
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности, чтобы добиться больших успехов и целенаправленно идти к своей цели.
Список использованной литературы
1. Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Психология и этика делового общения. Учебник / Под ред. проф. Лавриненко В.Н.-М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 4-е изд., 2002.-415с.
3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2007 г. – 215 с.
4. Маркова О. Ю., Казаринова Н. В. Психология межличностного и делового общения. СПб.: ГЭТУ "ЛЭТИ". 1999.
5. Психологический словарь. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 232с.