Основные характеристики делового общения

Что же отличает деловое общение от других видов, например, от светского?

1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры. Так, в практике международных отношений часто используются слова «согласно протоколу». Дипломатический протокол — это совокупность правил, условностей, традиций, которые регулируют порядок совершения дипломатических актов.

Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.

2. Вторая особенность делового общения — этострогое соблюдение речевого амплуа.

В главе “Речевое событие” мы уже говорили о том, что каждый человек в течение дня играет множество социальных ролей. То же происходит и в деловом общении. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.

3. Еще одна особенность — повышенная ответственность участников делового общения за его результат.

Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.

4. И, наконец, еще одно требование, которое должно быть учтено участниками делового общения — это строгое отношение к использованию речевых средств. Не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы.

От участников делового общения требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.

Мы дали общую характеристику делового общения. Далее рассмотрим самые распространенные виды делового общения — беседу и переговоры.

Вопросы для самопроверки.

1.Что изучает деловая риторика?

2. Как в психологии определяется деловое общение?

3. Каковы цели делового общения?

4. Назовите типы деловых отношений.

5. Что отличает деловое общение от других типов общения?

Каковы его характеристики?





Подборка статей по вашей теме: