Что же отличает деловое общение от других видов, например, от светского?
1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.
Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры. Так, в практике международных отношений часто используются слова «согласно протоколу». Дипломатический протокол — это совокупность правил, условностей, традиций, которые регулируют порядок совершения дипломатических актов.
Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.
2. Вторая особенность делового общения — этострогое соблюдение речевого амплуа.
В главе “Речевое событие” мы уже говорили о том, что каждый человек в течение дня играет множество социальных ролей. То же происходит и в деловом общении. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.
3. Еще одна особенность — повышенная ответственность участников делового общения за его результат.
Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.
4. И, наконец, еще одно требование, которое должно быть учтено участниками делового общения — это строгое отношение к использованию речевых средств. Не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы.
От участников делового общения требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.
Мы дали общую характеристику делового общения. Далее рассмотрим самые распространенные виды делового общения — беседу и переговоры.
Вопросы для самопроверки.
1.Что изучает деловая риторика?
2. Как в психологии определяется деловое общение?
3. Каковы цели делового общения?
4. Назовите типы деловых отношений.
5. Что отличает деловое общение от других типов общения?
Каковы его характеристики?