Анализ активных форм обслуживания в магазине

Экономическим объектом исследования курсовой работы выступает предприятие оптово-розничной торговли ООО «Гим». Основной целью Общества является получение прибыли. Основным видом деятельности общества являет­ся оптовая и розничная торговля парфюмерно-косметической продукцией.

Ассортимент парфюмерно-косметической продукции, предлагаемой ООО «Гим», приведен в Приложении 1.

Парфюмерно-косметическая продукция реализуется в розницу через магазины города и оптом. Крупными оптовыми потребителями являются: ООО «Саваж», ООО «Гринленд», ЧП Петренко А.С., ЗАО «Русский дом», ООО «Студия-визиви» и др.

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Гим» представлены в Приложении 2.

За 2000-2002 гг. произошел рост прибыли отчетного года на 6072,66 тыс. р. (или на 1059,06 %), в том числе рост прибыли от реализации составил 2852,62 тыс. р. Данное увеличение произошло под влиянием возрастания величины выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 207,93%, или 62988,88 тыс. р. В свою очередь себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг росла немного большими темпами (темп прироста – 217,74%), что в абсолютных величинах составляет 47851,28 тыс. р. Все это говорит об ухудшении ситуации на предприятии за анализируемый период.

Численность работников ООО «Гим» сократилась на 25 человек с 307 до 282 чел. (или на 8,14%). При этом фонд оплаты труда возрос почти в три раза (на 182,17%, что в стоимостном выражении равно 5770,00 тыс. р.), составив в 2002 г. 8937,43 тыс. р. Таким образом, средняя заработная плата возросла на 1781,30 р. (или на 207,18%).

Также наблюдался рост такого качественного показателя как фондоотдача на 0,83 (или на 205,21 %).

В качестве активных форм обслуживания в ООО «Гим» в розничной торговле используется дисконтная система.

Дисконтная система относится к системам лояльности, которые являются вариантами поощрения покупателей и привлечения новых. При дисконтной системе покупатель, совершивший достаточно крупную покупку, получает дисконтную карту и на каждую следующую покупку ему предоставляется скидка.

Дисконтная система, реализованная на ООО «Гим» имеет следующие особенности:

— дисконтная карта является многофункциональной, она выполнена в виде карманного календаря, то есть предмета, который вызывает необходимость постоянно быть носимым с собой, с тем чтобы глаза всегда натыкались на минирекламу предприятия;

— в журнале выдачи карт фиксируются координаты будущего постоянного покупателя, для того чтобы, в конце года можно было разыграть с постоянными покупателями беспроигрышную лотерею.

Механизм действия дисконтной системы на ООО «Гим» показан на рис. 1.

В практике работы отечественных торговых предприятий встречаются дисконтные карточки трех видов: обычная карточка; магнитная карточка (со штрих-кодом); смарт-карточка.

 

Рис. 1. Механизм действия дисконтной системы

Преимущества и недостатки различных видов дисконтных карточек представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки различных видов дисконтных карточек

№ п/п Вид карточки Фиксация информации о покупке Специальное оборудование
1 Обычная пластиковая карточка Вручную, на бумажных носителях либо с применением компьютера Не требуется
2 Магнитная дисконтная карточка Автоматически, путем вставки карточки в считыватель карточек Компьютерная система с подключенным считывателем карточек
3 Дисконтная смарт-карточка    

Исходя из того, что использование обычных пластиковых карточек не требует специального оборудования и расходы по их изготовлению значительно ниже, ООО «Гим» выбрало использование обычных пластиковых карточек.

ООО «Гим» предлагает своим клиентам следующие дисконтные карточки:

1) при единовременной покупки товаров на сумму более 700 руб. покупатель получает дисконтную карточку на предъявителя на скидку 3% для последующих покупок в течение 1 года;

2) при покупке товара на сумму более 2000 руб. в течение трех месяцев накопительно имеющаяся карточка может быть обменяна или выдана новая дисконтная карточка на предъявителя на скидку 6% для последующих покупок в течение 2 лет;

3) при покупке товара на сумму более 5000 руб. в течение трех месяцев накопительно имеющаяся карточка может быть обменяна или выдана новая дисконтная карточка на предъявителя на скидку 10% для последующих покупок в течение 3 лет.

В качестве документов, подтверждающих факт покупки товаров ООО «Гим» являются кассовые чеки.

Выдача дисконтных карточек покупателям оформляется в специальном журнале, который прошнурован, пронумерован и скреплен печатью и подписями директора и главного бухгалтера предприятия. Журнал регистрации выдачи дисконтных карточек с отражением данных, идентифицирующих покупателя, выглядеть следующим образом (табл. 2).

Кассир ООО «Гим» составляет специальный реестр, в котором, указываются номера дисконтных карточек, владельцами которых были совершены покупки, сумма покупки, предоставляемая скидка, сумма покупки с учетом скидки. Реестр покупок со скидками выглядит следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 2 - Журнал регистрации выдачи дисконтных карточек

№ п/п

Дисконтная карточка

Сумма покупки, руб.

Покупатель

Расписка в получении

Дата выдачи Серия и номер

Тип

карты

Ф. И. О. Адрес, телефон

1

01.04.2002

Серия 001

1

750

Шумская И.Ю.

г. Краснодар, ул. Строителей, 10,

т. 44-40-98

 

№31915

2

04.04.2002

Серия 001

1

842

Грибова

А.Е.

г. Краснодар, ул. Ленина, 25/11,

т. 58-41-55

 

№31916

3

04.04.2002

Серия 002

2

524-01.03.2002; 355-7.03.2002; 785-28.03.2002; 544-4.04.2002

Журба О.В.

г. Краснодар, ул. Северная, 175/12,

т. 58-44-26

 

№31917

 

Таблица 3 - Реестр покупок со скидками за 9.09.2002

№ п/п

Номер карточки

Общая сумма покупок, руб.

Предоставленная скидка

Сумма реализации с учетом скидки, руб.

  % Сумма, руб.
1 Серия 001 №31915 342 3 10,26 331,74
2 Серия 002 № 32786 545 6 32,7 512,3
3 Серия 001 № 32453 577 3 17,31 559,69
4 Серия 003 №33158 1055 10 105,5 949,5
5 Серия 001 №31256 685 3 20,55 664,45
  Итого 3204 - 186,32 3017,68

 

Независимо от того, какая система лояльности выбрана для предприятия, главное — чтобы она имела более привлекательные условия скидок для покупателей, то есть чтобы она была конкурентоспособна.

Это необходимо для дальнейшего развития системы лояльности — например, покупателям, имеющим дисконтные карты других торговых предприятий, может быть сделано предложение обменять их на карточки данного магазина (в этом случае одно торговое предприятие ведет «переманивание» постоянных покупателей другого торгового предприятия). Но нужно учесть, что покупатель только тогда согласится поменять карточку, когда условия другой системы лояльности покажутся ему более привлекательными.

Заключение

Сегодня потребитель становится более требователен по отношению к формам и качеству обслуживания. Это становиться все актуальней с каждым годом, так как потребитель все чаще выбирает те организации розничной торговли, в которых лучше обслуживание и отношение к клиентам. Поэтому все больше магазинов стоят перед выбором наилучшей и самой экономичной формы обслуживания покупателей. Существует три основных формы обслуживания в магазинах: самообслуживание; со свободным отбором товаров (через прилавок) и с ограниченным обслуживанием.

При этом наиболее привлекательной с точки зрение покупателей является такая форма обслуживания в магазинах, как с ограниченным обслуживанием, так как она объединяет достоинства других форм обслуживания. В тоже время на данном этапе социально-экономического развития нашего общества в целом, организации розничной торговли очень редко учитывают предпочтения покупателей при выборе формы обслуживания. Не удовлетворение ожиданий покупателей организациями розничной торговли влечет за собой отток потоков покупателей из магазинов и переключение их внимания на, так называемые, мини-рынки.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам; по предварительным заказам.

В зарубежной практике получили распространение и другие, достаточно эффективные методы продажи товаров: торговля через автоматы, торговля по почте, электронная коммерция и сетевой маркетинг.

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

связанные с покупкой товаров (прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др);

связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги);

связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина (организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей; оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др).

В последнее время с целью стимулирования потребительского спроса широкое распространение получили различные активные формы продажи. В частности в магазинах используются и проводятся: широкие распродажи товаров; дегустации продовольственных товаров; выставки-продажи; бонусная торговля и дисконтные системы.

Экономическим объектом исследования курсовой работы выступает предприятие оптово-розничной торговли ООО «Гим». Основным видом деятельности общества являет­ся оптовая и розничная торговля парфюмерно-косметической продукцией.

В качестве активных форм обслуживания в ООО «Гим» в розничной торговле используется дисконтная система.

Дисконтная система, реализованная на ООО «Гим» имеет следующие особенности. Дисконтная карта является многофункциональной, она выполнена в виде карманного календаря, то есть предмета, который вызывает необходимость постоянно быть носимым с собой, с тем чтобы глаза всегда натыкались на минирекламу предприятия. В журнале выдачи карт фиксируются координаты будущего постоянного покупателя, для того чтобы, в конце года можно было разыграть с постоянными покупателями беспроигрышную лотерею.

Список использованной литературы

1. Абчук В.А. Коммерция: Учеб.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

2. Агбаш В.Л. и др. Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 1989.

3. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: товарная политика, конкурентоспособность товара, стратегические решения, из-во С-Пб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999 г.

4. Башлачева Е.А. Оптимизация товарного ассортимента. Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №4, 2000 г.

5. Валевич Р. П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприя­тия: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйш. шк., 1996.

6. ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприя­тия. М.: Экономика, 1997.

7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учеб. — М., 1999.

8. Дробышева С.Т. и др. Теоретические основы товароведения продовольственные товаров. -М.: Экономика, 1996.

9. Зеваков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

10. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. М.: Лань, 2002.

11. Корнеев А.А. Формирование товарной стратегии промышленного предприятия, автореферат, Ижевск, 1998 г.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: 1990.

13. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. – Мн.: Новое издание, 2002.

14. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации товаров: Учеб-пик.-М., 1994.

15. Медведев В., Терещенко Н. Формирование товарного предложения на потребительском рынке // Маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 57

16. Модель управления эффективностью торговой компании на основе оптимизации товарного ассортимента /Мещеряков А. //Менеджмент сегодня, 2003.-№ 1. - С. 2-13.

17. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли: Теория и методология. М.: Экономика, 2003.

18. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп.М.: Финансы и статистика, 2001.

19. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов. М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002

20. Парфектова Т.Р. и др. Оборудование торговых предприятий: Учебник. - М.: ИРПО, 2000.

21. Платонов В.Н. Организация оптовой торговли: Учеб. по­собие. Мн.: БГЭУ, 1996.

22. Рыбальченко И. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия, Маркетинг, №2, 1998 г.

23. Рысев Н. Ю. Активные продажи. Эффективные переговоры, СПб: Питер, 2002.

24. Сборник Госкомстата «Развитие предприятий торговли в России и регионах» № 11 за 2003 г.

25. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов по специальности "Коммерция".-М.:Юристъ,1998

26. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник

27. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник / A.M. Новикова и др. - М.: ИРПО, 2000.

28. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под ред. Л.А.Брагина, Т.П.Данько. М.: Инфра-М, 2002.

Приложения

Приложение 1

Ассортимент продукции ООО «Гим»

№ п/п Группы товаров Наименования
1 Декоративная косметика гель для ресниц, карандаш косметический, крем тональный, лак для ногтей, подводка для век, помада гигиеническая, помада цветная, пудра, румяна, тени, тушь для ресниц
2 Депиляторы Крем (воск) для депиляции, бальзам (гель, эмульсия) после депиляции
3 Средства для полости рта зубная паста, ополоскиватель для полости рта
4 Мыло гель-мыло, крем-мыло
5 Наборы косметические набор подарочный для мужчины, набор подарочный для женщины, набор подарочный детский
6 Парфюмерия дезодорант спрей, дезодорант шариковый (рол он), духи, туалетная вода
7 Средства для волос активатор роста волос, бальзам для волос, гель для волос, краситель для волос, осветлитель для волос, тушь для волос, химическая завивка, шампуни
8 Средства для и после бритья средство для бритья, средство после бритья
9 Средства для лица и тела бальзам для тела, гель для интимной гигиены, гель для лица, гель для тела, глина, крем для ног, крем для рук, крем косметический, лосьон косметический, маска косметическая, молочко косметическое, пена для ванн, пенка для умывания, сливки косметические, солнечная серия, средство для демакияжа, тальк косметический, тоник косметический
10 Средства для ногтей лак для ногтей, средство для снятия лака, средство для ухода за ногтями
11 Галантерея и прочее косметичка, термобигуди, салфетка гигиеническая, шапка для бани

 

Приложение 2

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Гим»

Показатели 2000 2001 2002 Абсолютное отклонение Темп роста, %
1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. 30292,90 67913,20 93281,78 62988,88 307,93
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. 21976,00 46240,70 69827,28 47851,28 317,74
3. Прибыль от реализации, тыс. р. -356,44 7424,45 2496,18 2852,62 -700,31
4. Прибыль отчетного года, тыс. р. 573,40 8604,13 6646,06 6072,66 1159,06
5. Фонд оплаты труда, тыс. р. 3167,43 4840,00 8937,43 5770,00 282,17
6. Численность, чел. 307,00 311,00 282,00 -25,00 91,86
7. Средняя заработная плата, р. 859,78 1296,89 2641,08 1781,30 307,18
8. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. р. 75237,80 75290,50 75908,20 670,40 100,89
9. Фондоотдача, р. 0,403 0,902 1,229 0,83 305,21

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: