Пути совершенствования по уплате единого сельскохозяйственного налога

         Основной причиной того, что большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не перешла на использование единого сельскохозяйственного налога, является неоднородность сельскохозяйственных производителей. Значительную часть продукции отрасли производят крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. В то же время отдельные положения гл.26.1 НК РФ являются более выгодными для использования мелкими хозяйствующими субъектами, в частности:

 - освобождение от исполнения налоговой обязанности по НДС является преференциальным для сельскохозяйственных производителей, реализующих свою продукцию физическим лицам; розничная торговля является прерогативой мелких хозяйствующих субъектов;

 - критерием применения ЕСХН является доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в размере 70 % от общей величины выручки; крупные сельскохозяйственные организации редко соответствуют данному критерию, поскольку их деятельность не является строго специализированной, для таких организаций свойственна диверсификация деятельности.

    Высокорентабельным предприятиям АПК, специализирующимся исключительно на производстве сельскохозяйственной продукции и ее последующей переработке общая система налогообложения более привлекательна, так как до 2013 г. ставка налога на прибыль организаций для них равна нулю  (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №158 – ФЗ), а ЕСХН придется платить однозначно.

    Отрицательной стороной специального режима налогообложения и порядка исчисления ЕСХН является освобождение от уплаты НДС, хотя и позволяет снизить налоговую нагрузку плательщиков. Одновременно от освобождение от уплаты НДС приводит к увеличению затрат на сумму НДС по приобретаемым материальным ресурсам: сумма НДС полностью относится на издержки, что ведет к удорожанию продукции [28, с.50].

    Недостатком ЕСХН является дальнейшее увеличение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Реализация большинства продовольственных товаров облагается по ставке НДС 10 %. В то же время сельскохозяйственные предприятия приобретаю многие товары, которые облагаются по ставке 18%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сльхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть НДС, уплаченного поставщикам. У плательщиков ЕСХН обязанности по уплате и начислению НДС нет, но нет и права на вычет этого налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом.

    При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает и другая проблема, как строить ценовую политику? Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, решаются права на вычет НДС. Для многих покупателе это может быть не выгодно [29, с.29].

    Целесообразно использовать зарубежный опыт дотирования смельскохозяйственного производства путем установления более низкой ставки НДС на сельскохозяйственную продукцию, а разницу принять к возмещению из бюджета в счет погашения обязательств по другим налогам и сборам.

    Альтернативным вариантом предлагается разрешить сельскохозяйственным производителям исполнять налоговые обязательства по НДС в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 145 НК РФ, в случае если выручка от реализации не превышает 2 млн. рублей за календарный квартал, сельскохозяйственный производитель освобождается от исполнения налоговой обязанности по НДС. НДС, уплаченный поставщикам товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности, учитывается в составе расходов для целей налогообложения ЕСХН. Если же масштабы деятельности превышают установленный критерий, организация становится плательщиком НДС в обязательном порядке.

    В аграрном секторе уровень зарплат традиционно не высок и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться не существенной для низкорентабельных организаций, вместе с тем для организаций, имеющих высокую рентабельность, появляется возможность увеличить заработную плату своим работником.

    Если основные средства сильно изношены и их остаточная стоимость невелика, то предполагаемая экономия на уплату ЕСХН будет незначительной. Объясняется это тем, что при исчислении налоговой базы по ЕСХН в расходы включаются затраты на приобретение основных средств. В то же время переход на ЕСХН будет однозначно выгоден тем аграрным предприятиям, которые в ближайшей перспективе планируют приобретение дорогостоящих основных средств.

    Организации, начавшие перечислять ЕСХН в праве перейти через год на общий режим налогообложения. Однако, во – первых, применяемая в течение ЕСХН амортизация основных средств при общем режиме перестанет быть «ускоренной», вследствие чего возникает необходимость пересчета их остаточной стоимости. Во – вторых, если расходы на приобретение основных средств за период выплаты ЕСХН превысили суммы амортизации, то при переходе на общую систему налогообложения полученная разница будет признана доходом организации. Это ограничивает права эффективно функционирующих хозяйств при смене налоговых режимов. Возникшая ситуация показывает необходимость дальнейшего совершенствования инвестиционных налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Для ЕСХН взят своего рода комбинированный вариант: налогооблагаемая база в виде разности «доходы минус расходы», а ставка в 6% - по аналогии с моделью налогообложения малого бизнеса по упрощенной схеме (где установлена ставка6% от доходов). Тем не менее размер ставки в 6% ничем не обоснован.

    Во – первых, не обоснована сама величина налоговой ставки – 6%.

    Во – вторых, не ясно, почему она должна быть едино для все регионов РФ. То есть полностью игнорируются как различия в ресурсообеспеченности хозяйств, так и территорианальные почвенно – климатические особенности, от которых в решающей степени зависит результативность сельскохозяйственного производства.

    В – третьих, порядок расчета налоговой базы не учитывает специфику аграрного производства, где основным ресурсом, как известно, является земля.

    С учетом сезонности производства сельскохозяйственной продукции необходимо законодательно закрепить календарный год в качестве налогового периода без использованных отчетных периодов по основным налогам, уплачиваемым сельскохозяйственными производителями. Перенос момента исполнения обязательств по налогу на прибыль организации, единому сельскохозяйственному налогу, налогу на имущество организации. а также НДС сельскохозяйственными производителями, деятельность которых носит сезонный характер, на конец календарного года позволит значительно повысить финансовую устойчивость как отдельных экономических субъектов, так и отрасли в целом и позволит сократит отвлечение собственных оборотных средств на закупку материальных ценностей, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ [24, с.54].

    Сравнение преимуществ и недостатков перехода на ЕСХН свидетельствует о том, что вопрос о целесообразности применения общего или специального режима налогообложения продолжает оставаться дискуссионным.

    Постоянная корректировка законодательных актов не способствует стабильности в работе сельскохозяйственных товаропроизводителей и не заинтересовывает их в эффективности производства. Сохранение значительного количества нормативно – правовых документов, регламентирующих налоговую и бухгалтерскую деятельность хозяйствующего субъекта приводит к тому, что по прежнему остается актуальным вопросом об уменьшении количества налогов, приведение их к единым налоговым базам, дифференциации налоговых ставок с учетом специфических особенностей отрасли.

    Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит создать в Росси конкурентоспособное эффективное производство продовольствия.

    Минсельхоз России информирует о принятии во втором чтении проекта ФЗ №204143 – 5 «О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части 2 НК РФ», которым предполагается расширить с 1 января 2010 г. перечень расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщики ЕСХН получат право уменьшить полученные ими доходы.

    Согласно вносимым в п. 2 ст. 346.5 НК РФ изменения сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие ЕСХН, получают право учитывать при определении налоговой базы расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращение и ликвидацией их последствий [30, с.12].

    Указанные изменения налогового законодательства направлены на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 №446.

 

 

Выводы и предложения

         В России сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. В то же время традиционно аграрному сектору предоставляются налоговые льготы, а также особый режим налогообложения, связанный со специфическими особенностями производства: сезонностью, зависимостью от погодного фактора, специализацией, особенностями средств производства.

  На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

    Поэтому с 1 января 2004 г. введены в действия изменения в гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», принципиально отличающиеся от ранее действующей редакции. При ее разработке были в значительной степени учтены положения гл.26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». ЕСХН был переведен на федеральный уровень, а с 2005 г. налог переведен в разряд специальных налоговых режимов.

ООО «Агрофирма Новоивановка» - занимается производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Она имеет достаточно большие площади, которые увеличились за 3 года, уменьшающийся с годами фонд рабочей силы. Выручка от продаж уменьшилась, т.к. себестоимость растет, а цены на сельскохозяйственную продукцию держатся на одном уровне, кроме 2008 года, когда они были очень высокими.

Финансовое состояние ООО «Агрофирма Новоивановка» говорит о том, что она не обладает достаточной финансовой устойчивостью и независимостью, однако его положение с каждым годом улучшается.  Предприятие не может покрыть все свои краткосрочные обязательства, т.к. размер денежных средств резко уменьшился, и низкая ожидаемая платежеспособность. Предприятие имеет прибыль, которая полностью покрывает себестоимость проданной продукции.

ООО «Агрофирма Новоивановка» как и все предприятия является плательщиком налогов и сборов и применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог. Задолженностей перед бюджетами и внебюджетными фондами не имеет. Отчисления в Пенсионный фонд в 2008 году увеличились на 224 тыс. руб., а в 2009 году уменьшились на 190 тыс.руб., это связано с уменьшением количества работников на предприятии и постепенным увеличением заработной платы.  

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Все доходы признаются по кассовому методу, т.е. датой их получения считается день поступления денег на банковский счет или в кассу, а также день получения иного имущества или имущественных прав. Налоговая ставка установлена в размере 6% от разницы между доходами и расходами.

    Более широкое применение методов налоговой оптимизации с учетом того, что объектом налогообложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, у предприятий появляется реальная возможность снизить налоговую базу законными способами, применяя различные варианты оценки материально производственных запасов. Положительным является и то, что появляется реальная возможность повысить заработную плату работников предприятий и, соответственно, отчислений в Пенсионный фонд, поскольку эти расходы уменьшают налоговую базу для расчета ЕСХН.

    Важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает ЕСХН, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводит к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, не смотря на их многократные списания и реструктуризации. В развитых странах налоги на сельское хозяйство уплачиваются в режиме индивидуальных подоходных налогов – по итогам года с рассрочкой внесения платежа в 3 мес. Подобный режим уплаты налогов даст существенно больший позитивный эффект в данной сфере экономики.

        

 

 

Список использованной литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: