Факторы, влияющие на межнациональные отношения

Решение межнациональных проблем органами государственной власти

Межнациональные, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в различных сферах – политике, экономике, культуре и т.д. В узком смысле – как межличностные отношения людей разных национальностей в трудовой, семейно – бытовой сферах и других видах неформального общения.

Проблема межнациональных отношений исключительно многогранна по своему содержанию. Она должна решаться на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

На региональном уровне оптимизация межнациональных отношений обеспечивается всей системой средств юридического воздействия на состояние и динамику отношений между нациями, народностями и этническими группами.

На региональном уровне разрабатываются:

- концепция национально-культурной политики,

- долгосрочный прогноз и комплексная программа развития межнациональных отношений,

- программы поэтапного возрождения отдельных этносов и сословий

-программы профилактики межнациональных конфликтов.

Программа профилактики служит важным документом для решений межнациональных конфликтов на региональном уровне. В ее основных разделах:

-выделяются очаги потенциальных межнациональных конфликтов,

-прорабатываются вероятные прогнозы развития ситуации,

-вскрываются причины условия возможных конфликтов,

-определяются формы и методы предупреждения и разрешения столь опасного социального кризиса.

В целях профилактики межнациональных конфликтов органы государственной власти и управления регионов применяют меры по решению социально-культурных проблем народов и национальных групп, используют политико-юридический механизм, поддерживают тесные контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций. Все это способствует укреплению социальной стабильности в регионе, позволяет принимать эффективные решения по предупреждению межнациональных конфликтов.

Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в России - одна из актуальных проблем современности. Однако, в государственно-правовой науке наблюдается значительное отставание разработки вопросов межнациональных отношений. Достаточно указать на то, что до настоящего времени не получили серьезной разработки вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений и российской государственности в целом. Не уделено должного внимания реализации разделения властей по вертикали, что приводит на практике к разносторонним поискам, выходящим за пределы правового поля. А это может оказать негативное влияние на развитие национальных отношений и выработку национальной политики в Российской Федерации.

Каждый шаг в области национальных отношений должен быть тщательно продуман, иначе могут возникнуть конфликты. Нужно учитывать не только демократические процессы развития общества и принимать решения, основываясь только на них, а необходим всесторонний, взвешенный подход, даже, на первый взгляд, самого малозначительного решения в области национальных отношения. Они должны приниматься с учетом исторического развития Российского государства. Тоталитарный режим оставил не только черный след в развитии государственности России, но и в межнациональных отношениях. Массовая депортация, расселение и репрессии, разрушение многих национальных культурных ценностей, существовавшие способы разрешения межнациональных трений не могли не оказать отрицательного воздействия на развитие межнациональных отношений. Учитывая это, сегодня следует с особой осторожностью подходить к вопросам межнациональных отношений, решаемых на основе демократических принципов. Их непродуманность может привести не только к усилению межнациональных трений и конфликтов, но и необратимому процессу распада многонационального Российского государства.

Демократизация в области национальных отношений предполагает не только расширение прав субъектов федерации, но и фактическое равноправие нации, включая и право на самоопределение в форме государства или государственного образования в рамках федерации, или отделения и образования самостоятельного независимого государства. При решении этого вопроса следует исходить из современного содержания самоопределения нации, определенного Декларацией о принципах международного права. Оно включает в себя право всех народов свободно распоряжаться своей судьбой, естественными богатствами и ресурсами. Государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Демократические процессы в области межнациональных отношений должны осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Основываясь на них, государство должно предоставить возможность реализации права нации определять и решать свою судьбу, Исходя из этого, в России должен быть выработан правовой механизм выбора и изменения форм государственности, а также определены основания и критерии выбора той или иной формы государственности, порядок разрешения межнациональных споров и конфликтов, установлены способы и процедуры реализации права на самоопределение.



Факторы, влияющие на межнациональные отношения

В этносоциологии и этнопсихологии выделяются следующие факторы межнациональных отношений:

· Исторические

· Политические

· Социально-структурные

· Культурные

· Социально-психологические

· Ситуативные

Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Исторические факторы

В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межнациональные отношения:

• сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами;

• исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений;

• особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт с другими народами.

В контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств:

События, вызывающие межнациональные напряжения.

- Завоевания,

- насильственные присоединения,

-колониальное прошлое (учесть разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность).

Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. Война в Чечне для чеченцев – незаконный и несправедливый акт насилия; для русских – восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских – ущемление прав граждан; для прибалтов – сохранение национальной культуры, месть за прошлые незаконное присоединение и русификацию.

2. Политические факторы

В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы, населяющие США, не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное устройство воздействует на межнациональные отношения.

Та часть политических факторов, которая влияет на межнациональные отношения, включает в себя по меньшей мере три класса явлений:

• принципы и формы государственного устройства (федеративное государство как форма решения национальной проблемы – пример России);

• характер политического строя (тоталитаризм = национальная дискриминация, примеры СССР, Германии Гитлера, Югославии Милошевича);

• тип государственной национальной политики (в том числе влияние элит, СМИ и тому подобное).

Функции элиты в развитии межнациональных отношений:

• Задание идеологии толерантности или вражды.

•Выработка политики примирения или, наоборот, нетерпимости.

• Направление деятельности СМИ

• Определение образовательных программ.

• Служить образцом поведения.

3. Социально-структурные факторы

Три наиболее существенных:

• взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом);

• влияние социально-структурных изменений (помимо влияния «выравнивания» сегодня в России – формирование класса сверхбогатых людей, каких национальностей больше среди них);

• национальный фактор в социальной мобильности (в СССР – первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари – русские).

4. Культурные факторы делятся на две группы:

• Связанные с просвещением и информированностью (в том числе пропаганда образцов межэтнического поведения через СМИ). Образование, просвещение способно разрушать границы, снимать предубеждения. Или наоборот. Так, исследования показывают, что российские СМИ в большинстве своём формируют негативный образ жителей Чечни и Дагестана.

• Традиционные нормы каждой культуры (традиционализм). Традиционные отношения оказывают влияния на отношения в быту (эндогамные браки), в трудовой сфере (выбор партнёров по бизнесу среди близких национальностей).

Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межнациональные границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях. В однонациональных, особенно часто в сельских, общинах негативные стереотипы и предубеждения в значительной мере подпитываются их культурной замкнутостью. У образованных же групп негативные установки чаще всего не связаны с культурными факторами, особенно в деловой сфере.

5. Социально-психологические факторы связаны с личностным отношением.

• Усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы.

• Усиление позитивных моментов в оценке собственной группы.

• Поиск виновного по этническому критерию.

• Проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду.

• Повышение избирательности восприятия.

6. Ситуативные факторы - зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: