Решение межнациональных проблем органами государственной власти
Межнациональные, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в различных сферах – политике, экономике, культуре и т.д. В узком смысле – как межличностные отношения людей разных национальностей в трудовой, семейно – бытовой сферах и других видах неформального общения.
Проблема межнациональных отношений исключительно многогранна по своему содержанию. Она должна решаться на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
На региональном уровне оптимизация межнациональных отношений обеспечивается всей системой средств юридического воздействия на состояние и динамику отношений между нациями, народностями и этническими группами.
На региональном уровне разрабатываются:
- концепция национально-культурной политики,
- долгосрочный прогноз и комплексная программа развития межнациональных отношений,
- программы поэтапного возрождения отдельных этносов и сословий
|
|
-программы профилактики межнациональных конфликтов.
Программа профилактики служит важным документом для решений межнациональных конфликтов на региональном уровне. В ее основных разделах:
-выделяются очаги потенциальных межнациональных конфликтов,
-прорабатываются вероятные прогнозы развития ситуации,
-вскрываются причины условия возможных конфликтов,
-определяются формы и методы предупреждения и разрешения столь опасного социального кризиса.
В целях профилактики межнациональных конфликтов органы государственной власти и управления регионов применяют меры по решению социально-культурных проблем народов и национальных групп, используют политико-юридический механизм, поддерживают тесные контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций. Все это способствует укреплению социальной стабильности в регионе, позволяет принимать эффективные решения по предупреждению межнациональных конфликтов.
Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в России - одна из актуальных проблем современности. Однако, в государственно-правовой науке наблюдается значительное отставание разработки вопросов межнациональных отношений. Достаточно указать на то, что до настоящего времени не получили серьезной разработки вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений и российской государственности в целом. Не уделено должного внимания реализации разделения властей по вертикали, что приводит на практике к разносторонним поискам, выходящим за пределы правового поля. А это может оказать негативное влияние на развитие национальных отношений и выработку национальной политики в Российской Федерации.
|
|
Каждый шаг в области национальных отношений должен быть тщательно продуман, иначе могут возникнуть конфликты. Нужно учитывать не только демократические процессы развития общества и принимать решения, основываясь только на них, а необходим всесторонний, взвешенный подход, даже, на первый взгляд, самого малозначительного решения в области национальных отношения. Они должны приниматься с учетом исторического развития Российского государства. Тоталитарный режим оставил не только черный след в развитии государственности России, но и в межнациональных отношениях. Массовая депортация, расселение и репрессии, разрушение многих национальных культурных ценностей, существовавшие способы разрешения межнациональных трений не могли не оказать отрицательного воздействия на развитие межнациональных отношений. Учитывая это, сегодня следует с особой осторожностью подходить к вопросам межнациональных отношений, решаемых на основе демократических принципов. Их непродуманность может привести не только к усилению межнациональных трений и конфликтов, но и необратимому процессу распада многонационального Российского государства.
Демократизация в области национальных отношений предполагает не только расширение прав субъектов федерации, но и фактическое равноправие нации, включая и право на самоопределение в форме государства или государственного образования в рамках федерации, или отделения и образования самостоятельного независимого государства. При решении этого вопроса следует исходить из современного содержания самоопределения нации, определенного Декларацией о принципах международного права. Оно включает в себя право всех народов свободно распоряжаться своей судьбой, естественными богатствами и ресурсами. Государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.
Демократические процессы в области межнациональных отношений должны осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Основываясь на них, государство должно предоставить возможность реализации права нации определять и решать свою судьбу, Исходя из этого, в России должен быть выработан правовой механизм выбора и изменения форм государственности, а также определены основания и критерии выбора той или иной формы государственности, порядок разрешения межнациональных споров и конфликтов, установлены способы и процедуры реализации права на самоопределение.
Факторы, влияющие на межнациональные отношения
В этносоциологии и этнопсихологии выделяются следующие факторы межнациональных отношений:
· Исторические
· Политические
· Социально-структурные
· Культурные
· Социально-психологические
· Ситуативные
Рассмотрим каждый из них более подробно.
1. Исторические факторы
В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межнациональные отношения:
• сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами;
• исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений;
• особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт с другими народами.
В контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств:
События, вызывающие межнациональные напряжения.
- Завоевания,
- насильственные присоединения,
-колониальное прошлое (учесть разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность).
|
|
Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. Война в Чечне для чеченцев – незаконный и несправедливый акт насилия; для русских – восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских – ущемление прав граждан; для прибалтов – сохранение национальной культуры, месть за прошлые незаконное присоединение и русификацию.
2. Политические факторы
В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы, населяющие США, не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное устройство воздействует на межнациональные отношения.
Та часть политических факторов, которая влияет на межнациональные отношения, включает в себя по меньшей мере три класса явлений:
• принципы и формы государственного устройства (федеративное государство как форма решения национальной проблемы – пример России);
• характер политического строя (тоталитаризм = национальная дискриминация, примеры СССР, Германии Гитлера, Югославии Милошевича);
• тип государственной национальной политики (в том числе влияние элит, СМИ и тому подобное).
Функции элиты в развитии межнациональных отношений:
• Задание идеологии толерантности или вражды.
•Выработка политики примирения или, наоборот, нетерпимости.
• Направление деятельности СМИ
• Определение образовательных программ.
• Служить образцом поведения.
3. Социально-структурные факторы
Три наиболее существенных:
• взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом);
• влияние социально-структурных изменений (помимо влияния «выравнивания» сегодня в России – формирование класса сверхбогатых людей, каких национальностей больше среди них);
• национальный фактор в социальной мобильности (в СССР – первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари – русские).
|
|
4. Культурные факторы делятся на две группы:
• Связанные с просвещением и информированностью (в том числе пропаганда образцов межэтнического поведения через СМИ). Образование, просвещение способно разрушать границы, снимать предубеждения. Или наоборот. Так, исследования показывают, что российские СМИ в большинстве своём формируют негативный образ жителей Чечни и Дагестана.
• Традиционные нормы каждой культуры (традиционализм). Традиционные отношения оказывают влияния на отношения в быту (эндогамные браки), в трудовой сфере (выбор партнёров по бизнесу среди близких национальностей).
Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межнациональные границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях. В однонациональных, особенно часто в сельских, общинах негативные стереотипы и предубеждения в значительной мере подпитываются их культурной замкнутостью. У образованных же групп негативные установки чаще всего не связаны с культурными факторами, особенно в деловой сфере.
5. Социально-психологические факторы связаны с личностным отношением.
• Усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы.
• Усиление позитивных моментов в оценке собственной группы.
• Поиск виновного по этническому критерию.
• Проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду.
• Повышение избирательности восприятия.
6. Ситуативные факторы - зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств