Формы межнационального культурного сотрудничества

Этнонаправленные технологии, воплощающие в себе ментали­тет и традиции каждого народа, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудни­чества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других междуна­родных организаций в координации и реализации межнациональ­ных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и кон­тактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельно­сти, утверждение культурной самобытности каждого народа,

Следует выделить важнейшие компоненты технологий межна­ционального и международного обмена и сотрудничества в соци­ально-культурной сфере. К ним прежде всего относится обеспече­ние возможности для реального полилога культур и равноправ­ного культурного диалога представителей различных стран и на­циональностей; обеспечение возможности для каждого человека





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

самоидентифицироваться как представителю той или иной нацио­нальной культуры и традиции. Обеспечение включенности от­дельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.

В Москве на базе Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) функционирует Дом народов России. Посетители этого крупного современного культурного и делового комплекса присутствуют на ежегодных российских этнографических фестивалях, знакомятся с этническим многообразием народов России, отраженным в худо­жественных произведениях, изделиях ремесел, национальных кос­тюмах и предметах быта, тщательно восстановленными подлин­ными народными обрядами, праздниками и традициями.

В рамках государственного учреждения «Московский Дом на­циональностей», на правах его структурного подразделения, соз­дан Московский городской центр культуры мира. Вместе с пред­ставителями органов образования, культуры, искусства, спорта, секретариатом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕ­СКО, Центром межнационального образования «Этносфера» и другими организациями он участвует в реализации комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира».

В основные функции Московского городского центра куль­туры мира входит содействие муниципальным органам и общест­венным организациям в разработке и реализации целевых (част­ных) программ в области культуры мира, создание и регулярное пополнение Банка данных о мероприятиях и акциях, предприни­маемых в рамках Комплексной программы; информирование уча­стников миростроительного движения о возможных партнёрах для сотрудничества; анализ возможной результативности проектов и программ, выполняемых или предлагаемых организациям-заказ­чикам; взаимодействие и обмен опытом с центрами культуры мира в Российской Федерации и за рубежом.

К наиболее распространенным формам социально-культурной деятельности в данном направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными ис­полнителями; совместную работу по созданию культурных ценно-


Раздел V. Социально-культурные технологии

стей; научно-исследовательскую деятельность; проведение фести­валей и конкурсов; экспортно-импортную деятельность,

Отдельно следует сказать о таком виде международного со­трудничества, как защита культурных ценностей. Во время войн и военных конфликтов государства обязаны не допускать их унич­тожения, повреждения или исчезновения. В мирное время приоб­ретают обязательность сохранение культурных ценностей, рестав­рация объектов культуры, возврат вывезенных ранее культурных ценностей (реституция) и т.д. Особое внимание охране культур­ных ценностей уделяется при проведении общественных или ча­стных работ, археологических раскопок, во время стихийных бед­ствий, при охране объектов культуры, в борьбе с хищениями куль­турных ценностей и т.д

Наиболее эффективными способами регулирования деятельно­сти в области межгосударственного культурного сотрудничества являются двусторонние и многосторонние международные дого­воры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве, до­говоры о культурном сотрудничестве между странам и-партне­рами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искус­ства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации и т.д.

Так, например, моделирование социально-культурной дея­тельности и культурных правоотношений в рамках Программы культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты предпола­гает соблюдение основных методологических требований, предъ­являемых к процессам подобного уровня.

Ключевые области и приоритетные направления проектов и программ ставят главной целью обеспечение прав и свобод граж­дан в сфере культуры. Мировое сообщество пришло к осознанию того, что право человека свободно участвовать в культурной жизни, хотя оно и обеспечивается еще далеко не повсюду, само по себе недостаточно. Культурную деятельность необходимо еще и стимулировать, культурное развитие должно в возрас­тающей степени стать заботой и долгом современного государ­ства и всех других институтов, принимающих решения о страте­гиях, программах, проектах общественного развития






Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная, деятельность

мизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает дос­таточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской дея­тельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распро­странить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи.

Но само по себе приобщение каждого нового поколения к цен­ностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненаси­лия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования. Процесс межкультурного обмена и сотрудничества носит цикличный характер, на его пути встреча­ются и кризисы, и тупиковые ситуации. Из практики известны нередкие примеры деструктивных тенденций, культурного изоля­ционизма, социальной или конфессиональной сегрегации, отказа от контакта с другими культурами. В повседневном опыте соци­ально-культурной деятельности не так уж редки случаи стирания границы между отстаиванием своей национально-культурной идентичности и открытым национализмом с присущими ему вы­сокомерием и нетерпимостью.

Совершенно очевидно, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в об­ласти социально-культурной деятельности заключается в выра­ботке у каждого человека толерантности, особого типа положи­тельной рефлексии в отношении каждой из национальных куль­тур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.

Закрепить эту рефлексию, это неприятие антигуманных явле­ний в межкультурном сотрудничестве в качестве принципа не только в общественном, но и индивидуальном сознании, внедрить его в практику повседневного поведения и общения людей - за­дача не из легких. Но решив её' средствами своих многочисленных социально-культурных институтов, общество откроет для себя широкие возможности для тесных контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур, для их не­предвзятого диалога и взаимного обогащения.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

1.Что или кто является основным объектом в социально-куль­турных технологиях: а)человек; б)среда; в)деятельность; г)общественные организации; д)все перечисленные.

2.Является ли социально-культурная технология: а)законода-тельным документом государственной культурной политики; б)научной теорией социально-культурной деятельности; в)практическим процессом; г)описанием процесса действий менеджера-педагога; д)формой освоения социально-культурной ситуации?

3.Какие из функциональных технологий преобладают в дея­тельности таких социально-культурных институтов, как: 1)концертный зал; 2)учреждение дополнительного образова­ния; 3)планетарий, ^общеобразовательная школа; 5)казино; б)парк; 7)библиотека; 8)спортивный комплекс; 9)телецентр: 10)церковь или мечеть?

4.К какой группе социально-культурных технологий по уров­ню применения относятся: а)музыкотерапия; б)урок истории в средней школе; в)проведение рейтинга досуговых пред­почтений в студенческой аудитории; г)изготовление телеви­зионного видеоролика о новом спектакле городского театра: д)использование пешеходного маршрута (терренкура) в ок­рестностях морского побережья; е)проведение конкурса юных музыкантов в рамках программы «Одаренные дети»?

5.Какие свойства преобладают и в наибольшей степени харак­теризуют социально-культурные технологии: а) непредска­зуемость, стихийность; б)вариативность; в)замкнутость, не­зависимость от влияния внешней среды, г)управляемость; д)консервативность; е) традиционность.

б. Какие культурные препятствия могут существовать на пути интеграции многонационального детского или молодежного творческого коллектива - хора, оркестра, театра?

7.Какие из рассмотренных нами социально-культурных техно­логий наиболее востребованы в: 1) выставочной дея­тельности; 2Деятельности турагентства или турфирмы: 3)поиске и обработке экспонатов для местного краеведче­ского музея.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Соци ал ь но-культурная деятельность Виды практических заданий

Предложите вариант пресс-релиза для средств массовой ин­формации о премьере спектакля Вашего театра или открытии но­вого развлекательного центра - аквапарка (возможны другие предложения).

Проверьте свои навыки в создании коммуникативной среды в коллективе Вашей самодеятельной студии или спортивной секции Продемонстрируйте в мини-сценах различные варианты общения, которые используются в практике педагога или тренера: «довери­тельное общение», «общение - дистанция», «общение - заигрыва­ние», «общение - устрашение».

Попытайтесь с помощью мини-игр выразить характерные осо­бенности распространенного в условиях социально-культурной деятельности внутригруппового общения с различной поведенче­ской позицией: «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой на равных».

Предложите мастер-план проведения социально-культурных акций на период открытия и функционирования салона по про­даже изделий народных ремесел и профессионального искусства

Что представляет собой мониторинг сохранности и использо­вания памятников истории и культуры на территории Вашего го­рода или края? Какие обязательные пункты включаются в такой мониторинг?

Приведите одну или несколько типичных ситуаций, когда ав­тору/авторам необходимо отстоять правовую состоятельность и юридическую корректность своего социально-культурного про­екта. Можно ли гарантировать, что «сила права» данного проекта одержит верх над «правом силы» в лице его противников? На­сколько определенна и в юридическом отношении безупречна ав­торская концепция проекта?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: