Практическое использование личностных качеств работника

Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется

множество его социально-психологических особенностей. Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую, стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер - это основной психический склад человека.

Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностей и препятствий.

В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде.

Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности - есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

Неотъемлемая черта характера - дисциплинированность - точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.

Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения.     Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.

Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредных привычек.

Не следует забывать, что характер - не врождённое качество личности. Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

Посеешь поступок - пожнёшь привычку,

посеешь привычку - пожнёшь характер,

посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Характер каждой личности индивидуален и в своём роде уникален, однако можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их участия в определении характера также различна. Акцентуация - чрезмерное участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

Конформный тип. Основная черта такого типа - соглашательство, отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

Эмоционально-лобильный тип. Это люди с неустойчивым настроением, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к похвале, так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого слушателя.

Экзальтированный тип. Такие люди легко восторгаются, восхищаются по причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то же время часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель должен выявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания, соответствующие его сильным сторонам.

Можно назвать и другие распространённые типы акцентуации: гипертимный, истерический, аффектно - застойный, шизоидный.

Выразительные признаки характера. О характере человека говорят его поза, походка, жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, - что человек говорит, невербальное - как человек говорит. Если эти 2 уровня не совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться невербальным общением.

Внимательно наблюдая и оценивая невербальные признаки (позу и момент её изменения, дистанцию, глаза, жесты, мимику), внимательный руководитель может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая внимательным наблюдением за поведением человека.

Чтобы на практике, т.е. общаясь с исполнителями, руководитель мог правильно определить акцентуацию характера исполнителя, подобрать и применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности, в правильном направлении воздействовать на формирование характера личности и, наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки общения, ему потребуются психологическая подготовка, знания и опыт их применения.

Для успешного управления деятельностью подчиненных, необходимо учитывать разные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного есть его темперамент. Со времен Гиппократа и Галена известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Прежде чем дать характеристику каждому типу, выразим ряд предыдущих замечаний:

• во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четыре типов темперамента, однако, какой-то один из этих типов доминирует;

• во-вторых, темперамент, как врожденное свойство мало изменяется в течение жизни человека. Об этом нужно всегда помнить, и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненного справится лучше всего;

• наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

Как иллюстрация к разным типам темперамента рассмотрим такую ситуацию. Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Холерик будет пытаться будь, что будет, прорваться на совещание. Его искренне будет возмущать поведение секретаря руководителя, который не позволяет войти в кабинет. С ретивостью, достойной лучшего приложения, холерик будет эмоционально объяснять, почему же ему так нужно попасть на совещание.

Сангвиник, одаряет волшебной улыбкой секретаря, попробует непринужденно пройти в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставит его попробовать зайти еще раз, а затем вернуться и без отрицаний покинуть приемную, подумав: «Не вошел, ну и Бог с ним. Зайду во время перерыва».

Флегматик, столкнувшись с проблемой, сильно переживать, не станет, неторопливо и спокойно вернется к прерванным делам, и будет продолжать их скрупулезно выполнять.

Меланхолик будет очень переживать по поводу своего опоздания и употреблять слабые попытки попасть на совещание (попытки, потому, что он должен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, он должен будет отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он будет переживать о возможных последствиях своего опоздания.

Дадим короткую характеристику каждого типа темперамента. Жизненным принципом холерика является девиз «Ни минуты покоя». Для него характерна энергичность, увлеченность, страстность, целенаправленность, подвижность. Для него обычно не характерна злопамятность. Устроив разговор на повышенных тонах, холерик уже через полчаса способен разговаривать с вами, как ни в чем не бывало. Плохо то, что вы не успеете за это время опомниться. Но это уже, как говорится, ваши проблемы. Вместе с тем холерик может отталкивать окружающих своей зажигательностью, агрессивностью, нетерпением, несдержанностью, конфликтностью.

Для холерика в наибольшей степени подходит работа без лишней пустяковой регламентации и шаблонов; работа, которая допускает импровизацию.

В отношениях с холериком недопустима резкость, несдержанность. Какая-нибудь его вина должна быть требовательно, но справедливо оценена.

В отношениях с сангвиником, руководитель должен руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй». Представители этого типа темперамента обычно чуткие, захваченные, товарищеские, подвижные, жизнерадостные. Причем эта жизнерадостность и жажда жизни в них видны каждому, достаточно увидеть искреннюю улыбку, которой освещает все вокруг («Посмотришь на сангвиника, и жить хочется!», — говорил один из моих товарищей по учебе).

Вместе с тем сангвиники чаще всего отличаются важничаньем, разбросанностью (то есть он может начинать много дел, не доводя ни одного из них до конца), легкомысленностью, необязательностью, слишком большой контактностью. Он контактный собеседник и практически с каждым быстро находит общий язык. Плохо то, что он не замечает того, что уже поднадоел своей контактностью и общительностью. Представим себя пассажиром поезда, который отправляется по маршруту «Киев — Минск». В вагон вместе с нами подсаживается пассажир-сангвиник. Подъезжая в Нежин, наш попутчик перезнакомится с пассажирами всего вагона. Ближе к Чернигову он найдет среди попутчиков не только общих знакомых, но и родственников. В конечном итоге, его общительность приведет к тому, что в Орше часть пассажиров выйдет, хотя им нужно прибыть в Минск.

Сангвинику подходит подвижная работа с изменением видов деятельности и ритма. Ему нужно беспрестанно ставить новые, и по возможности интересны задания, которые жаждут сосредоточения и напряжения. Сангвиники требуют детального и частного контроля своей деятельности.

Ведущим принципом во взаимоотношениях с флегматиком может быть принцип «Не торопись». Флегматика отличают постоянство, терпение, владение, собой, надежность, стойкость, в условиях экстремальных влияний. Как правило, это люди данного слова раз и навсегда, которое они постараются сдержать всегда. Вместе с тем для них характерна медлительность, иногда безразличие к эмоциональным сторонам жизни, некоторая «толстокожесть». Кроме того, их отличают педантизм и подчеркнутая аккуратность.

Флегматик способен обнаружить свое лучшее «Я» на работе, которая требует медленных и плавных движений, стереотипных действий, порядка и пунктуальности. Его нельзя быстро переключать с одного задания на другое. Флегматик требует к себе систематического внимания, но без понукания.

В отношениях с меланхоликом необходимо руководствоваться принципом «Не навреди». Его отличают высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, мягкость, способность, к сочувствию. Он чаще всего выступает эмоциональным лидером в группе. Это тот, кто сможет вас понять и просто выслушать. Однако, для него характерна в целом невысокая работоспособность и высокая индивидуальность на разные раздражители, рассудительность, уязвимость, замкнутость.

Меланхолик лучше всего справится с работой, которая требует относительно простых и стереотипных действий, в которой экстремальность возведенная к минимуму. В отношениях с ним, не допустимо не только резкость, но и повышенный тон, ирония. О вине меланхолика лучше поговорить в одиночестве, без привлечения вездесущей «общественности». Положительно отразится на его отношении к работе своевременная похвала за успехи, решительность и волю.
Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знания его темперамента, сильных и слабых сторон, составляет важный резерв повышения трудолюбия подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных расходов времени, но выигрыш, получаемый при этом, более весом, чем сделанные расходы.

 

 


Заключение

При рассмотрении личности как объекта управления можно сделать вывод, что сюда входят различные понятия и факторы, которые необходимо учитывать. В первую очередь важна интернализация т.к. качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается.

Также важным показателем той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи.

Также необходимо сказать, что существует теория взаимоотношения личность - коллектив. Здесь описывается основной принцип человеческого общения, проблемы взаимоотношений личности и группы, проблемы общности в социальной психологии, а так же понятие единства развития личности и психики человека, понятие и структура малых групп в психологии и мотивация как фактор управления личностью.

Управление конкретным человеком на институциональном уровне сводится к отдаче ему установленных предписаниями распоряжений. На психологическом же уровне требуется учитывать личностные характеристики управляемого.

Для успешного управления деятельностью подчиненных необходимо учитывать разные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного есть его темперамент. Известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

 

 

Список используемой литературы:

1. Мескон М. x., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» / Пер. с англ. М„ 2001.

2. Кабаченко Т.С. «Психология управления» М., 2000

3. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие.– Мн.: Харвест, 2001. – 640(777) с.

4. http://www.psyp.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: