Психолого-педагогические рекомендации

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и собственный опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяют сделать ряд важных, на наш взгляд, выводов.

Проблема коррекции речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте продолжает оставаться актуальной.

Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В процессе логопеди­ческих занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы побуждали к речевым высказываниям, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

При отборе материала для игр и упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения; например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зави­симости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:

- необходимо широко использовать игры в коррекционной работе по устранению лексико-грамматических нарушений речи;

- игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

- каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности, оно должно быть эмоционально окрашено, привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Несмотря на несомненную пользу логопедических занятий, нельзя не отметить и недостатки (практически работают только активные дети; объем собственной речи ребенка невелик - большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей). Следовательно, воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль. Очень полезен такой прием: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого недоразвития предполагает активное участие в нем родителей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?».

Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т.д. Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче. Родители во время занятий с детьми имеют более широкие возможности дать им опыт практического наблюдения. Родителям можно предложить поиграть с ребенком, к примеру, в такую игру: «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами.

Рекомендации для родителей

1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

2. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

3. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты, чтобы поддерживать желание заниматься.

4. Занятия должны носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в учебные часы.

5. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок.

6. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

7. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Задача педагога совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно исправить. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. (Лалаева Р.И. (2001), Серебрякова Н.В.(2001), Смирнова Е. (2002), Яцель О.С. (2005)и др.)

В данной работе ставилась ЦЕЛЬ - теоретически обосновать и исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели в рамках подготовки выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи: проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования; выявлены особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; проведен анализ характерных нарушений лексико-грамматического строя речи, анализ уровня сформированности лексико-грамматической структуры языка и выявлены наиболее характерные нарушения грамматического строя у детей экспериментальной группы; разработана и апробирована на практике программа с использованием игровых приемов по коррекции лексико-грамматического строя речи для использования их в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Практическое исследование проводилось на базе ДОУ № 91 г.Мурманска. Исследованием были охвачены 20 детей 6-7 лет: 10 детей подготовительной логопедической группы «Говорунчики» с диагнозом «Общее недоразвитие речи III уровня» (экспериментальная группа) и 10 детей подготовительной группы с нормой в развитии «Неболейка» (контрольная группа).

Как показал анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, ведущие специалисты посвятили вопросам применения игры в логопедической работе немало работ, в которых разработано множество игровых приемов по преодолению нарушений в развитии лексики, грамматики, фонетики. Также отмечено, что лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, поэтому для устранения данных нарушений необходимо достаточно много времени. Логопедическая работа требует разнообразных приемов коррекции с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Специалистами отмечается, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач.

Таким образом, актуальность изучаемой проблемы подтвердили как анализ работ, посвященных проблеме преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников, так и  результаты 1 этапа исследования, в процессе которого изучались уровень лексико-грамматических нарушений речи, состояние сформированности словаря и навыков словообразования, понимание лексико-грамматических конструкций,.

В рамках подготовки выпускной квалификационной работы на 2 этапе исследования были отобраны и систематизированы дидактические игры и игровые приемы по развитию речи, также разработана и апробирована в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи программа по коррекции лексико-грамматического строя речи с использованием игровых приемов.

Опытно-экспериментальная работа показала, что применение игровых средств создает оптимальные условия для преодоления лексико-грамматических нарушений, позволяет находить новые пути и методы его исправления. Контрольное исследование (на 3 этапе) показало достаточно высокий уровень изменения состояния лексико-грамматического строя речи детей в результате работы по программе с использованием игровых приемов.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного  возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений показало эффективные результаты в ходе коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

 В ходе апробирования на практике разработанной программы мы сделали вывод, что в развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Использование дидактических игр как средства развития речи  создает благоприятный эмоциональный настрой, помогает ребенку учиться в легкой, непринужденной форме.

Таким образом, подтвердилось выдвинутое нами в качестве ГИПОТЕЗЫ предположение о том, что использование игровых приемов при проведении коррекционной работы, создавая положительный настрой и повышая интерес к занятиям,  будет способствовать формированию и закреплению грамматических навыков и навыков словообразования.

В целом из нашего дипломного исследования можно сделать следующий вывод: необходимо активно включать дидактические игры и игровые приемы в коррекционно-развивающую работу, для того чтобы процесс приобретения знаний детьми дошкольного возраста с ОНР соответствовал их уровню, интересам и потребностям.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

2. Алексеева М.М., Яшина В.Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.

3. Алексеева М.М., Яшина В.Н. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.

4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

5. Арушанова А., Николайчук Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С. 73-80.

6. Блувштейк З. Дидактические игры в логопедической работе // Дошкольное воспитание. – 1984. - №4. – С.25-27.

7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. – М.: Просвещение, 1991.

8. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Профессиональное образование, 1984.

9. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – М.: АПО, 1996.

10. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – СПб., 2000.

11. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.

12. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. - с. 17 – 25.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.- с.340-386./ Под ред. Ярошевского М.Т. – М.: Педагогика, 1983.

14. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М.: 1984.

15. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары: 1980.

16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

17. Гриншпун Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1998. – с 44-55.

18. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание речи детей дошкольного возраста. – М.: 1978.

19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

20. Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядрэшко – М.: 1978.

21. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.

22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 1998.

23. Иванова Н.П. Упражнения по лексике // Дошкольное воспитание. – 1978. - №7. – С.22-28.

24. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред.  В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987.

25. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А Венгера. – М.: Просвещение, 1989.

26. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: 1985.

27. Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Умноватый мальчик». Работа со словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. - №9. – С.11-14.

28. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

29. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2006, №11, с. 76-80

30. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001

31. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999.

32. Лебедева Е.А. Влияние дидактической игры на поведение ребенка // Дошкольное воспитание. – 1951. - №9. – С.31-37.

33. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Знание, 1981.

34. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., Просвещение, 1998.

35. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей. - СПб., 2001.

36. Лопухина И.Н. Речь. Ритм. Движение. – М.: 1997.

37. Лопухина И.Н. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: 1998.

38. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972.

39. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: 1983.

40. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: АПО, 1993.

41. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.

42. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.

43. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. Запорожца А. В. – М.: Просвещение, 1996.

44. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Педагогика,1968.

45. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.

46. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1996.

47. Придумай слово / Под ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1996.

48.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979

49. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т.т. Т.1. - с.360-480, Т. 2. -с. 78-89.

50. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Методические рекомендации. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.

51. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1996.

52. Синицина Е.Н. Игры и упражнения со словами. – М., 2000.

53. Смирнова Е. Современный дошкольник: Особенности игровой деятельности /Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 70 - 73.

54. Соловьева О.Н. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.

55. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1.. ЭКСМО – Пресс, 2000.

56. Тихеева Е.И. Дидактические игры // История Советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. – М.: Просвещение, 1988.

57. Тихеева Е.И. Развитие речей детей /Под ред. Ф.А. Сохиной. – М.: Просвещение, 1981.

58. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.

59. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

60. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

61. Ушакова О.С. «Вышел зайчик погулять» // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66.

62. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста // Дошкольное образование. – 2001.- №4. – С.5-20.

63. Ушакова О.С., Струнина Е. «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки» // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – С.31-34.

64. Филичева Т. Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

65. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М.: Профессиональное образование, 1993.

66. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

67. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). - М., 1993.

68. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

69. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992. В 2-х ч. Ч. 1, 2.

70. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003.

71. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. – М., 1988.

72. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

73. Эльконин Д. Б. Психология игры – М.: Педагогогика, 1978.

74. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М.: Педагогогика,1997.

75. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: Гном и Д, 2005


 Приложение 1

Тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой [1]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: