Исследование грамматического строя речи

1.1. Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо.

• В саду было много красных яблок.

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Процедура: Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Критерии оценки:

1 балл - правильное и точное воспроизведение;      

0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

1.2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабль.

• Дом нарисован мальчик.

• Хорошо спится медведь под снегом.

• Над большим деревом была глубокая яма.

Критерии оценки:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

0 баллов – ошибка не выявлена.

1.3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• мальчик, открывать, дверь

• сидеть, синичка, на, ветка

• груша, бабушка, внучка, давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Петя, купить, шар, красный, мама

Процедура: слова предъявляются до первого ответа.

Критерии оценки:

1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла – нарушен порядок слов;

0,25 баллов – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

1.4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Лена наливает чай... чашки.

• Почки распустились... деревьях.

• Птенец выпал... гнезда.

• Щенок спрятался... крыльцом.

• Пес сидит... конуры.

Процедура: в связи с трудностью этого задания использоуются два вида помощи:

- 1-й - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);

- 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Критерии оценки:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

1.5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один - дом, а если их много, то это - дома.

• один - стол, а много - это...

• стул -

• окно -

• звезда -

• ухо -

Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.

• один - стол, а много чего? -...

• стул -

• окно -

• звезда -

• ухо –

Критерии оценки:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение.

Исследование словаря и навыков словообразования

2.1Название детенышей животных:

Инструкция: у кошки - котята, а у...

• козы - собаки -

• волка - курицы -

• утки - свиньи -

• лисы - коровы -

• льва - овцы –

2.2Образование прилагательных:

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.

• шляпка из соломы - кисель из клюквы -

• горка изо льда - салат из моркови -

• варенье из вишни - суп из грибов -

• варенье из яблок - лист дуба -

• варенье из сливы - лист осины -

б) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

• кошки -

• волка -

• льва -

• медведя -

• лисы-

2.3Назвать действие по предъявленному предмету:

Инструкция: скажи по картинке

а) Что делают?

б) Кто как голос подает

2.4Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

2.5Скажи наоборот;

2.6назови одним словом (уровень обобщений).

Критерии оценки:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: