1.1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
• Птичка свила гнездо.
• В саду было много красных яблок.
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Процедура: Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Критерии оценки:
1 балл - правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
1.2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
• Над большим деревом была глубокая яма.
|
|
Критерии оценки:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;
0 баллов – ошибка не выявлена.
1.3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Петя, купить, шар, красный, мама
Процедура: слова предъявляются до первого ответа.
Критерии оценки:
1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 баллов – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
1.4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Лена наливает чай... чашки.
• Почки распустились... деревьях.
• Птенец выпал... гнезда.
• Щенок спрятался... крыльцом.
• Пес сидит... конуры.
Процедура: в связи с трудностью этого задания использоуются два вида помощи:
- 1-й - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);
- 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Критерии оценки:
1 балл - правильный ответ;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
|
|
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.
1.5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один - дом, а если их много, то это - дома.
• один - стол, а много - это...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо -
Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.
• один - стол, а много чего? -...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо –
Критерии оценки:
1 балл - правильный ответ;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – форма образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
Исследование словаря и навыков словообразования
2.1Название детенышей животных:
Инструкция: у кошки - котята, а у...
• козы - собаки -
• волка - курицы -
• утки - свиньи -
• лисы - коровы -
• льва - овцы –
2.2Образование прилагательных:
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.
• шляпка из соломы - кисель из клюквы -
• горка изо льда - салат из моркови -
• варенье из вишни - суп из грибов -
• варенье из яблок - лист дуба -
• варенье из сливы - лист осины -
б) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...
• кошки -
• волка -
• льва -
• медведя -
• лисы-
2.3Назвать действие по предъявленному предмету:
Инструкция: скажи по картинке
а) Что делают?
б) Кто как голос подает
2.4Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
2.5Скажи наоборот;
2.6назови одним словом (уровень обобщений).
Критерии оценки:
1 балл - правильный ответ;
0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов – невыполнение.