3.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности:
1 балл - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
0,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
0,25 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;
0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
1 балл - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
0,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
0,25 балла - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
|
|
0 баллов - рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
1 балл - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
0,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
0,25 балла - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
3.2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
а) Критерий смысловой целостности:
1 балл - воспроизведены все основные смысловые звенья;
0,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
0,25 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов - невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления:
1 балл - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
0,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
|
|
0,25 балла - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены неадекватное использование слов;
0 баллов - пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения:
1 балл - самостоятельный пересказ после первого предъявления;
0,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
0,25 балла - пересказ по вопросам;
0 баллов - пересказ не доступен даже по вопросам.
Приложение 2
Подробное описание некоторых дидактических игр
Игра «Назови какие»
Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры: Логопед предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.
Игра «Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Игра «Назвать животных парами»
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).
Ход игры. Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (белка)
- А как называют детеныша белки? (бельчонок)
Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок).
Игра «Два брата ИК и ИЩ»
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?…Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.
Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.
Игра «Чьи хвосты?»
Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».
Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки – собачий.
Хвост кошки – кошачий.
Хвост коровы – коровий.
Хвост лошади – лошадиный.
Хвост быка – бычий.