Исследование связанной речи

3.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

1 балл - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

0,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

0,25 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

1 балл - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

0,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

0,25 балла - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов - рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

1 балл - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

0,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

0,25 балла - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

3.2. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

а) Критерий смысловой целостности:

1 балл - воспроизведены все основные смысловые звенья;

0,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

0,25 балла - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов - невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления:

1 балл - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

0,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

0,25 балла - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены неадекватное использование слов;

0 баллов - пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения:

1 балл - самостоятельный пересказ после первого предъявления;

0,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

0,25 балла - пересказ по вопросам;

0 баллов - пересказ не доступен даже по вопросам.



Приложение 2

Подробное описание некоторых дидактических игр

Игра «Назови какие»

  Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: Логопед предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.

Игра «Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Игра «Назвать животных парами»

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).

Ход игры. Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок).

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?…Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

Игра «Чьи хвосты?»

Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост.        В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: