Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Субъект мировоззрения — личность, соц. группа и общество в целом.
Основа мировоззрения – знания. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - интелект. позиция, эмоц. состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов. Чем солиднее запас знаний в эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.
В структуру М. входят и идеалы. И. бывают начно обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. С точки зрения историчности типы мировоззрения: 1)Антропоморфный тип. Ч еловек осваевает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, 2)Антиантропоморфный тип. Перенос качеств, природных явлений на человека.
Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
|
|
Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Мифология. Мифология (греч. mifos-предание, сказание и logos — слово, учение) — форма обществ. сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология выступала как универсальная форма общественного сознания. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человечества — объединял зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, искусство, философию. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.
Религия. Религия, (от лат. — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный. Специфика религии — в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов.
|
|
Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Она выступила как поиск мудрости. «Философия» - буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор (ок. 580—500 годы до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Философская мысль - тип миропонимания, фундаментом, для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы. Философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни
Философское мышление воплотило в себе стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме этого раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни.
Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам. Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру.
3. Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа?
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположных направления: идеализм и материализм.
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию, чел-ка к миру, сознания к материи, духа к природе, психич. и физич., идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл существования. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. элементом материю, сущ-ю вне и незав. от сознания, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, сознание предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Идеализм близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. материализм: осн. формы: стихийн. материализм древних, метафиз. м. 17-18 вв., диалектический тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы.
Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.