Сознание это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном целенаправленном отражении действительности в идеальных образах. Отражение происходит в процессе практического освоения мира человеком, живущем в обществе.
Признаки сознания: Сознание - свойство мозга, мозг- это разновидность материи. Сознание возникает естественным путем в ходе развития материи. Сознание вторично по отношению к мозгу. Сознание – это процесс отражения, действительность отражается в мозгу человека и т.о. формируется содержание сознания человека. В сознании отражение предметов происходит в идеальной форме. Это ощущения, понятия. Сознание возникает в ходе практического освоения человеком мира. Сознание – продукт общественного развития человечества, т.е. сознание ребенка, формируется под воздействием сознания общества.
Соотношение понятий мышления, сознания и психики.
Психика- это система тесно связанных между собой познавательных и эмоционально-волевых процессов выполняющих функцию ориентации человека в мире и функцию управления поведением человека. К ней относят как сознательные, так и бессознательные психические процессы.
Мышление - высшая форма отражения действительности, которая заключается в целенаправленном, опосредованном знаками языка обобщенном и сущностном познании мира.
Сознание включает в себя процесс мышления, волю, а также такие ощущения восприятия, представления и чувства человека, которые находятся под контролем мышления и потому осознаются.
К бессознательным процессам относятся такие процессы, в которых человек не дает себе отчет: инстинкты, эмоции, такие ощущения, восприятия и представления, которые протекают вне фокуса сознания, навыки, интуиция, ценностные установки, сновидения.
Структура индивидуального сознания:
1 уровень - логический или рациональный (отражение мира с помощью знаков, слов языка). Его формы: понятие (слово или словосочетание); суждение (предположения, оформляются в виде предложений, утвердительные или отрицательные); умозаключения (вывод, который делается на основе сравнения двух или нескольких суждений).
2 уровень – чувственно-конкретный (отражение мира в наглядных образах). Три его формы: ощущение (отражение одного свойства при помощи одного органа чувств), восприятие (отражение предмета в целом, при помощи нескольких органов чувств), представление (отражение предмета в целом, когда предмета нет в наличии, т. е. по памяти).
3 уровень – эмоциональный - отражение, происходящее в виде переживаний, непосредственная реакция человека на среду. Различают две его формы: эмоции – не устойчивые переживания, возникающие стихийно; чувства – устойчивые, целенаправленно воспитывающие в человеке.
4 уровень - волевой отражение действительности происходит в волевых побуждениях.
Первый уровень абсолютируют объективные идеалисты, остальные 3 – субъективные идеалисты.
Формы общественного сознания: общественная психология, политическое сознание, правосознание, моральное сознание, эстетическое сознание.
Сознание – высшая форма отражения действительности. Отражение присуще всей материи (материал взгляд). Отр. – это способность материальных систем воспроизводить в процессе их взаимодействия в своих особенностях особенности других материальных систем.
Развитие отражения: 1) Отр. в неживой природе, проявляется в механических процессах, физических, химических. Оно пассивное и неизбирательное. 2) Отр. в живой природе. Оно активно и избирательно. Имеет два уровня допсихические (раздражимость, чувствительность) и психические (у животных, имеющих центр. нервную систему), которые проявляются в ощущениях восприятиях. 3)Отр. в обществе – сознание человека.
Вывод сознание возникло естественным путем в процессе усложнения свойства материи отражения.
При формировании сознания решающую роль сыграло два фактора труд и язык.
Язык- система знаков, выполняет функции: репрезентативная(предметы, свойства), экспрессивная (слова языка выражают эмоции, чувства людей);познавательная (язык средство мышления);коммуникативная (средство общения); кумулятивная (язык –средство накопления, хранения и передачи знаний поколениям)
46. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Структура диалектики. Альтернативы диалектики.
Д –наука о наиболее общих законах развития всей действительности, пронизывает все сферы челов деятельности: природы, общества, мышления. Структура диалектики: 1)учение о принципах.
-принцип всеобщей взаимосвязи (В мире нет ничего изолированного, все предметы, процессы находятся во взаимодействии друг с другом. Изменение в одном объекте вызывает изменение в другом).
- принцип развития (развитие – Самообновление материи, порождение качественно новых форм бытия, процесс необратимых закономерных качественных изменений предметов, процессов).
Признаки развития: а) необратимость изменений, б)изменения должны быть закономерными в) изменения должны иметь одно направление г)изменения д б не только количественные но и качественные.
2) учение об законах а)закон единства и взаимодействия противоположностей б)взаимодействия количественных и качественных изменений в) закон отрицания отрицания.
3)учение о категориях Категории –суть, наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности, содержательные формы мыщления, при их помощи раскрываются принципы, законы диалектики. (кол-во, качество, св-во, мера, скачок, противоречие), существ парные категории, обозначают либо отдельные этапы, либо различные стороны предметов (единичное общее, причина следствие). Различают объективную и субъективную диалектику Объект– диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества и субъект - д мышления.
Истор-ие типы диалектики: - диалектика древнего мира, (др. Греция, Китай, Гераклит, Аристотель); диалектика эпохи возрождения (роль противоречий в развитии.); диалектика нем класс философии (Гегель разработал теорию идеалист диалектики. Основа диалектики в противоречиях самопознания абсолютного духа, сформул основные законы диалектики); диалектика Марксистской фил выработали материал-ое понимание диалектики, как науки о всеобщей связи, о всеобщих законах движения и развития природы, человека, общества и мышления; диалектика русских революционеров демократов; диалектика современной философии. (Экзестенционализм – диалектика рассматривается как атрибут чел-го бытия, погружение в личное сознание, Неотомисты -Д- сосуществование бога и природы.
Альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклептика. Метафизика - Рассматривают объекты вне их подлинной связи и развитии. Например в объекте замечают различие, но не видят единства, и наоборот. В связи с этим развитие рассматривается как простое количественное уменьшение или увеличение, либо как повторение, не выявляется причина развития, прибегают к идеи первотолчка, отвергают возникновение принципиально нового.
Догматизм – предполагает абсолютизацию знаний.
Эклектика произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений (идеалистических и матер как у Аристотеля)
Софистика за правдоподобной формой рассуждений скрываются, затушевываются нарушения требований логики, в том числе и формальной. То что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рогов, значит ты имеешь рога.






