Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,
|
|
подвижные, превращающиеся одна в другую."
Диалектика как метод познания. По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но
лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё
мой метод."