Законы и категории диалектики (общее и особенное, целое и часть, сущность и явление, абстрактное и конкретное, необходимость и случайностиь, историческое и логическое)

Закон – это общее необходимое, существенное, устойчивое и повторяющаяся связь явления предметов, процессов которые обуславливает их существование и развитие. Законы по степени общности подразделяются на:

1) частные – действуют в тех или иных конкретных областях или в отдельных классах явлений.

2)общие – определяют связь одной или нескольких форм движения материи.

3) всеобщие – действуют во всех областях мира.

Законы диалектики всеобщны.

Закон единства и взаимодействия противоположностей. источником, причиной развития и движения являются противоречия, присущи предметам, процессам. Каждая вещь и явление это внутреннее противоречивое образование, которое выступает как единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих др. др. сторон, свойств и тенденций. Они называются противоположностями, а их отношения противоречиями. Разнообразие мира предопределяет разнообразие противоречий. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Основные противоречия – это те взаимодействия, которые вытекают из самой сущности объекта и определяют его развитие. В социальных системах выделяется антагонистические и неантагонистические противоречия. Первой присуще социальные групповые интересы, которые не совместимы. Вторые – это противоречия между общими групповыми интересами, которые совпадают в большей или меньшей степени. Источником движения и развития мира выступают противоречия. Этот закон является законом бытия и познания.

Закон взаимосвязи кол-ых и качественных изменений.

 Раскрывает общий механизм развития. Свойство - присущая предмету способность взаимодействовать с другими вещами, порождать в них изменения и самому изменяться. Все объекты и процессы обладают многообразными св-ми. Совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи, называется качеством. Категория "количество" отражает объективную определен­ность явлений со стороны их размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. «Мера" выражает взаимосвязь качества и количества. Сущностьэтого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. При этом переход осуществляется не плавно, а скачкообразно. Скачок – это всеобщая форма развития. Скачки бывают частными и общими. Первые ведут к изменению отдельных элементов системы, вторые к ее переходу в качественно новое состояние. Закон определяет механизм движения и развития.

Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития. Замена старого новым в философии наз. отрицанием. Диалектическое отрицание содержит 2 момента: негативный - обязательное изменение качества системы и позитивный - сохранение отдельных элементов прежнего и их развития. Процесс развития никогда не заканчивается отрицанием исходной ступени. Возникшее качество также отрицается на новых этапах развития. Таким образом, развитие характеризуется поступательностью, цикличностью, имеет спиралевидный характер. На каждом новом витке оно как бы предполагает возврат к прежнему, но на новой более высокой основе.

Термин “ категория ” возник в Древней Греции. Философские категории — это фундаментальные понятия, которые отражают общее отношение материальной реальности и познания. Впервые систематизировать попытался Аристотель. Кант: категории не обусловлены внешним миром. Они даны человеку от рождения и являются неизменными формами познания. Гегель утверждал, что категории выступают и как характеристики самих объектов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них.

Категории диалектики — это наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории являются содержательными формами мышления.

Целое — это такая взаимосвязь частей, которой присущи свойства не характерные для каждой отдельной части. Часть — это составляющее целого.

Соотношение целого и частей порождает различные противоречия. Разрешение этих противоречий породило в философии два подхода: холизм (приоритет целого); элементаризм (приоритет части).

Целое и часть относительные категории. Целое может быть частью чего-либо, а часть может выступать в роли целого. Они были дополнены категориями: элемент, система, структура.

Элемент — это относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого, без которой целое перестает быть целым, теряет качественную определенность.

Система — это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой.

Структура — это относительно устойчивый способ связи элементов качественно определенного целого, который обеспечивает его существование при различных изменениях.

На следующем этапе процесса познания происходит подключение других категориальных блоков. Например, категории “причина” и “следствие”, которые отражают всеобщую обусловленность явлений.

Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. В понятии “ следствие ” фиксируются результаты причин, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

С категориями “причина” и “следствие” тесно связаны “необходимость” и “случайность”. Необходимым называется то, сто причину своего существования имеет в себе, а случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении. Эти категории тесно взаимосвязаны. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости.

Возможность — это потенциально осуществимое бытие. Действительность — это реализованная возможность.

Структура предметов и функции их элементов взаимосвязанно обуславливают друг друга. Эта взаимообусловленность фиксируется категориями форма и содержание. Форма — это способ существования выражения содержания объекта.

Содержание — это единство всех элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей.

Предмет невозможно познать сразу, целиком и полностью. Познание идет от восприятия каких-либо внешних признаков к постижению глубинных связей и отношений. Диалектика этих процессов отражается следующими категориями: сущность и явление.

Сущность — это единство законов, которые определяют основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Каждая “сущность” выражает устойчивую непосредственно невоспринимаемую сторону предметов и процессов.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, которая отражает чувственно-воспринимаемую сторону предметов и процессов. Эти категории отражают одну и ту же реальность, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как целое.

В познавательной деятельности человек обращает на качественное многообразие мира, на неповторимость каждой вещи и в то же время на их сходство отраженное в категориях: единичное, общее, особенное.

Единичное — это отдельный, обладающий качественной и количественной индивидуальной определенностью объект, ограниченный в пространстве и во времени.

Общее — это сходство свойств, сторон явлений реальной действительности.

Общее существует в единичном, а единичное содержит в себе часть общего. Связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Его спецификой является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему единичным.

Познание — это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения, а система взаимосвязей категорий диалектики помогают приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: