СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ......................................................................................... 5
1.1 Сущность, виды и причины насилия..................................................... 5
1.2 Деформация личности ребенка под влиянием насилия....................... 11
МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ............................................ 17
2.1 Направления работы социального педагога по предупреждению
насилия в семье........................................................................................................ 17
2.2 Методы и формы социально-педагогической работы по
предупреждению насилия в семье......................................................................... 24
2.3 Экспериментальное изучение работы социального педагога с
детьми, подвергшимися насилию в семье............................................................ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................... 38
ВВЕДЕНИЕ
В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем становится чрезвычайной и общепризнанной. К числу таких чрезвычайных проблем в современном обществе относятся проблемы асоциального детства, которые исследуются специалистами различных областей. В частности – проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семьях.
В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» (проблемных) семей, характеризующихся смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно. Здесь деформируется его личность – он становится, как правило, «трудным». Такие негативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первую очередь, проблемам в семье.
Жестокость и насилие в семейной жизни существовали всегда, случаи избиений и даже убийств родителями собственных детей – явление не новое. Но сегодня они выходят за рамки семейной трагедии.
Проблема домашнего насилия остается скрытой от глаз общественности. Поэтому авторы доклада ЮНИСЕФ призывают правительства и общественные организации привлекать к ней внимание и принимать законы, направленные на криминализацию бытового насилия и защиту его жертв [25].
Семья является главным социальным институтом в воспитании ребенка. Для родителей и педагогов ребенок – единый объект внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.
Специалисты – педагоги, психологи, социологи, клиницисты все чаще делают эту сложную проблему предметом своих исследований. Среди таких ученых – И.А. Фурманов, Л.И. Смагина, О.В. Белановская, Т.В. Сенько, Т.Н. Доронова, Н.Ю. Синягина, Т.С. Сулимова, Е.Ф. Желобкович и др.
Указанные авторы занимались изучением психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми, а также исследовали причины, формы, динамику видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и т.д.
Цель исследования: изучить особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.
Объект исследования: насилие в семье.
Предмет: основные направления, методы и формы социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть содержание понятия «насилие»; изучить виды и причины насилия над детьми в семье, а также выявить последствия насилия над детьми в семье и дать характеристику деформации личности ребенка под влиянием насилия.
2. Изучить основные направления, методы и формы социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.
3. Разработать и апробировать на практике программу работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Гипотеза исследования: социальный педагог, используя в своей работе специальные методы, способен выявить детей, к которым применяется насилие, и правильно организовать работу по предупреждению насилия в семье.
База исследования: средняя школа № 13 г.Бреста.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, синтез, обобщение, анкетирование и тестирование, методика Басса-Дарки.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Сущность, виды и причины насилия
Социальные и экономические преобразования нашего общества в последнее время, помимо определенных положительных результатов, имели и значительные негативные последствия. В условиях всеобщего стресса, деморализации общества, значительных материальных трудностей и общего ужесточения нравов, насилие приобрело характер обыденного и весьма распространенного явления.
Одной из важных задач, связанных с изучением насильственных методов воспитания в семье, является определение насилия, в литературе нет общепринятого универсального представления о том, что можно считать насилием. Именно поэтому, как отмечает Л.И. Смагина, психологам и педагогам, особенно социальным, в профессиональные обязанности которых входит защита прав и интересов детей, «зачастую приходится объяснять родителям, какие действия по отношению к ребенку являются насилием, поскольку многие отцы и матери с трудом признают необходимость бережного обращения с детьми, хотя и заявляют, что живут только ради них. При этом взрослым даже в голову не приходит поинтересоваться, что думает об этом сам объект постоянной заботы. Совпадают ли его устремления с желаниями родителей, а если нет, то в чем заключаются расхождения и насколько они важны?» [24, с. 37].
В академическом словаре русского языка слово «насилие» используется в следующих основных значениях: «принудительное воздействие на кого-либо» и «применение физической силы». В английском языке насилие и физическая сила традиционно рассматриваются как синонимы. В Оксфордском словаре английского языка насилие определяется как «использование физической силы для нанесения телесных повреждений или разрушения...» В европейских странах определение насилия приближается к вышеуказанным, разница состоит лишь в том, что если в немецком языке под насилием понимают прежде всего грубое физическое, телесное воздействие, то в итальянском и французском – насилие традиционно трактуется как принуждение вообще [30, с. 56].
Е. Ф. Желобкович подчеркивает, что насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Насилие – не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, на кого они направлены. Таким образом, говоря о сущности насилия, можно выделить два определяющих момента:
- одно волевое действие подчиняет или пресекает другое волевое действие;
- волевое подчинение происходит посредством внешнего ограничивающего воздействия, психологического, физического или иного вида принуждения [13, с. 72].
Т.В. Сенько отмечает, что для описания плохого обращения с детьми многие авторы употребляют самые разнообразные термины: психологическое издевательство; психологическое насилие; вербальное и символическое насилие; эмоциональное издевательство; эмоциональное оскорбление.
По мнению автора, термин «психологическое издевательство» (плохое обращение) в наибольшей степени отражает суть проблемы, включая, с одной стороны, комплекс оскорбительных психологических действий, которые родители совершают в отношении своих детей, а с другой – все виды эмоциональной, когнитивной, или познавательной, запущенности [22, с. 4].
Психологическое издевательство в отличие от физического – понятие двусмысленное, определение его природы является достаточно трудной задачей, что объясняется прежде всего многозначностью данного термина. Официальная точка зрения рассматривает психологическое издевательство над детьми как остаточную категорию: любые оскорбительные действия, не относящиеся к категориям физического или сексуального оскорбления, являются психологическим издевательством.
Международная конференция по проблемам психологического оскорбления детей и молодежи, проходившая в 1983 г., определила понятие «психологическое издевательство» как любое действие, считающееся вредным (поведенчески, эмоционально или когнитивно) для ребенка. Другие определения описывают его как что-то угрожающее формированию позитивной и неповрежденной «Я»-концепции, задерживающее удовлетворение основных индивидуальных психологических потребностей и подвергающее риску нормальное существование, функционирование и развитие потенциальных способностей ребенка [22, с. 4].
По мнению Л. И. Смагиной, для уяснения разницы между насилием и такими воспитательными мерами, которые можно отнести, в крайнем случае, к принуждению или наказанию, следует обратиться к нормативно-правовым документам. Как определено в юридической справочной литературе, «насилие – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)» [31, с. 212].
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Оно носит цикличный характер и имеет три фазы:
- 1 фаза – стадия нарастающего напряжения. К ней относится период, в течение которого насильник становится раздражительным, злится, ищет повод для выхода своей агрессии, в семье нарастает напряжение;
- 2 фаза – случаи активного насилия. Во второй фазе скопившееся напряжение выливается во взрыв, т.е. сам акт насилия любой формы. Это может длиться несколько минут или несколько часов;
- 3 фаза – стадия любви и раскаяния. Насильник сожалеет о содеянном, просит прощения. Долго эта фаза не может продолжаться: обидчик заново накапливает какие-то проблемы, решать которые он может только насильственным образом. Напряжение в семье снова начинает нарастать. Третья фаза опять переходит в первую. Круг замкнулся. С течением времени период примирения уменьшается и может исчезнуть совсем, а период насилия увеличивается. Со временем акты насилия совершаются все чаще и становятся более жестокими [7, с. 11].
У насилия как действия, направленного против воли другого человека, есть жертва (потерпевший), виновный и свидетель. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:
- жестокое обращение с детьми;
- насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
- насилие в отношении престарелых [2, с. 44].
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
- если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
- насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
- при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
- насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок.
Выделяют следующие основания для классификации насилия:
1. По мотивационно-функциональному признаку: наступательное и ответно-оборонительное насилие;
2. По мотивационно-потребностному значению: демонстративное и инструментальное. Целью демонстративного насилия является самоутверждение его носителя, а инструментального – нанесение вреда объекту воздействия;
3. По сфере проявления насилие рассматривают в контексте той или иной сферы социальных отношений и социальной деятельности (государство, армия, образование, семья, межличностные отношения и т. д.);
4. По степени организованности: непроизвольно-стихийное и произвольно-организованное;
5. По масштабу и интенсивности: масштаб определяет величину охваченного насилием социального (количество участников отношений) и географического (величина территории) пространств, а интенсивность показывает величину и качество примененной силы;
6. По социально-культурной принадлежности субъекта: этническое, религиозное, политическое;
7. По средствам: вербальное, невербальное, физическое, психологическое и др. [11, с. 19].
Т.Н. Доронова, Н.Ю. Синягина и др. выделяют следующие основные виды насилия:
- физическое – это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход;
- сексуальное – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых; применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность; использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им последней; вовлечение детей в занятие проституцией;
- эмоциональное (психическое) – ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; к нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря к ним доверия ребенка; отвержение его родителями и, как следствие, нарушение эмоционального развития [12; 23].
При психологическом издевательстве родителей над детьми проявляются оскорбительные действия, включающие отвержение, изолирование, игнорирование и т.п. Важно отметить, что, несмотря на то, вербальные или невербальные, активные или пассивные это действия, они не угрожают непосредственно физическому состоянию детей, а отражают неспособность родителей удовлетворять потребности детей и строить с ними полноценное взаимодействие.
Такая неспособность выражается в следующем:
- полная родительская бесполезность, для которой характерен недостаток физического контакта с детьми и привязанности к ним;
- частичная и неподходящая для полноценного развития ребенка родительская ответственность, выражающаяся в избытке правил, ограничений, ожиданий или в одобрении асоциального поведения;
- враждебные и деструктивные родительские проявления: угрозы, оскорбления, унижения [22, с. 5].
Некоторые исследователи выделяют также косвенные формы эмоционального насилия:
- неупорядоченность взаимных отношений родителей, их неспособность найти между собой общий язык;
- разрешение конфликтов между родителями силовым воздействием;
- манипулирование ребенком во взаимных отношениях;
- попытки изменить темперамент ребенка (успокаивать холерика или подталкивать, ускорять флегматика) [24, с. 38].
В последние годы стали выделять и экономическое насилие, которое констатируют, если:
- не удовлетворяются основные потребности ребенка, его поведение контролируется с помощью денег;
- взрослыми растрачиваются семейные деньги;
- ребенок используется как средство экономического торга при разводе [24, с. 38].
Применительно к ребенку, права которого специфичны вследствие слабости и зависимости от взрослых, насилие может проявляться не только как физическое, сексуальное, психологическое, моральное, но и в виде пренебрежения основными интересами и нуждами детей. В кратком словаре-справочнике «Детство» насилие приравнено к жестокому обращению и определено следующим образом: жестокое обращение с детьми – любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или социализацию [24, с. 37].
Л. С. Алексеева, А. Д. Кошелева, Е. Т. Соколова и др. в качестве причин жестокого поведения родителей называют:
- социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее – к жестокому обращению с домочадцами;
- психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [19, с. 69-70].
Е. Ф. Желобкович причины возникновения насилия над детьми видит в следующем:
- в отсутствии у родителей психолого-педагогических знаний, умений для воспитания своих детей, т.е. низкий уровень педагогической культуры;
- незаинтересованность родителей в духовном росте и развитии ребенка, нежелание, неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;
- низкий уровень педагогической культуры родителей влечет за собой незнание ими стилей воспитания детей, в семьях превалирует авторитаризм или чрезмерная опека, жестокость либо вседозволенность, а также противоречивость в применении методов воспитания;
- антисоциальный способ жизнедеятельности, где имеет место наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;
- низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья;
- особенности детей, которые подвергаются физическому насилию (имеются черты характера, которые провоцируют взрослого на жестокие (жесткие) меры);
- психические заболевания одного из родителей;
- будучи жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, взрослые применяют его к своим детям и т.д. [13, с. 5-6].
Кроме причин ученые иногда выделяют и факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми. В их число включают следующие характеристики семьи или ребенка:
- неполные, многодетные и приемные семьи, присутствие отчимов или мачех;
- наличие в семье бывшего заключенного, а также больного алкоголизмом или наркоманией;
- нежеланный ребенок, или имеющий особенности умственного (физического) развития, отличающийся девиантным поведением [24, с. 39].
На данный момент существует три основных теоретических объяснения жестокого обращения с детьми в семье: психиатрическое, социологическое и ситуационное [18, с. 507-512].
Центром психиатрической модели являются личность и семейная история родителей. Данная модель предполагает, что жестокие родители имеют отклонения в здоровье и требуют психиатрического лечения. Но комплекса черт личности, связанного со склонностью к насильственным методам воспитания детей, исследователями не выявлено.
Однако психиатрической и психотерапевтической практикой установлено, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению [18; 29].
Социологические объяснения заключаются в следующем: во-первых, это широко распространенное мнение, будто физические наказания являются эффективной формой воспитания; во-вторых, насильственным методам воспитания подвергается подавляющее большинство детей из так называемых асоциальных или дисфункциональных семей, для которых характерна высокая алкоголизация; в-третьих, фактором риска являются безработица и тяжелое социально-экономическое положение; в-четвертых, насилие с телевизионных экранов показывает, что оно вполне допустимо и приемлемо для разрешения конфликтов [21, с. 28].
Ситуационная модель подобно социологической модели жестокого обращения с детьми ищет причины в факторах внешней среды. Отличие в том, что в ситуационной модели главное место отводится формам взаимодействия членов семьи и дети рассматриваются как активные участники этого процесса. Сюда относятся предпочтение родителями одного из детей и предвзятое отношение к другому; наличие в семье детей с физической или умственной недостаточностью (такие дети часто подвержены риску плохого отношения со стороны родителей); постоянно плачущие грудные младенцы также могут выводить родителей из себя; поводом для применения наказаний может послужить и расхождение между ожиданиями родителей и особенностями ребенка (часто это несовместимость требований взрослых с возрастными возможностями ребенка).
Так, Л. С. Алексеева отмечает, что наиболее часто насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне. Фактором риска для детей является также ранняя и длительная разлука с матерью – сразу после рождения, при поступлении в детское учреждение, на лечение в стационар, т.е. при госпитализации и изоляции [1, с. 46].
Итак, анализ литературы по проблеме насилия в семье показывает, что существуют расхождения в раскрытии понятия насилия. Под насилием понимаются любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или социализацию. Основные виды насилия – физическое, сексуальное и психическое.
Среди причин возникновения насилия над детьми в семье исследователи называют как социально-экономические (безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к стрессу и далее – к жестокому обращению с домочадцами), так и психологические факторы (особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса). Жестокое обращение с ребенком, насилие, особенно в семье, является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь. Любое насилие в семье приводит к деформации личности ребенка.