Экспериментальное изучение работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье

Экспериментальное изучение работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье, заключалось в выявлении детей, переживающих насилие в семье, и в разработке и апробации на практике программы работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье.

Исследование проходило на базе средней школы № 13 г. Бреста. В эксперименте приняли участие 22 учащихся 5 «А» и 24 учащихся 5 «Б» классов, а также 39 родителей учеников 5 «А» и 40 родителей учащихся 5 «Б» классов. Возраст детей – 10-11 лет.

 

Ребенок, подвергающийся семейному насилию, нуждается в помощи, направленной на изменение социально опасной ситуации, в которой он находится, в решении психологических и социальных проблем. Основной целью нашей работы было поэтапное освоение и разрешение этих проблем. Именно комплексный подход был положен в основу разработки деятельности социального педагога по данной проблеме. Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению последствий домашнего насилия мы разделили на две основные составляющие: выявление детей, переживающих насилие в собственной семье и организация работы с ними; и непосредственная разработка реабилитационной работы с детьми.

Диагностический этап мы выделили как наиболее важный. Необходимо своевременное и точное выявление и определение не только фактов насилия в семье, но и предпосылок к насилию, существующих в данной конкретной семье. На этом этапе были использованы:

- анкета для родителей на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка [3] (приложение 1);

- опросник Басса-Дарки (для родителей) [3] (приложение 2);

- анкета для детей «Семья глазами ребенка» (приложение 3).

И анкета для родителей, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.  

В результате анкетирования родителей испытуемых детей нами были получены результаты, занесенные в таблицы 1 и 2 (приложение 4).

По результатам анализа таблиц 1 и 2 мы выявили 11 семей, что составляет 23,9% от общего числа испытуемых семей) (6 семей испытуемых учащихся 5 «А» класса (27,2%) и 5 (20,8%) – 5 «Б» класса), в которых хотя бы один из родителей в качестве способа воспитательного воздействия на ребенка указал на применение физических наказаний (с частотой 2 и выше балла):

    в 5 «А» классе:

- по параметру «физические наказания» получили 2 и более балла оба родителя – в 2 семьях (9,1%);

- один из родителей – в 3 семьях (13,6%);

- в одной из семей – мать-одиночка указала, что иногда применяет физическое наказание как способ воспитательного воздействия, что составило 4,5% от общего числа испытуемых семей в 5 «А» классе.

в 5 «Б» классе:

- оба родителя набрали 2 и более баллов – в 2 семьях (8,3%);

- один из родителей – в 2 семьях (8,3%);

- и также одна мать-одиночка – (4,2%).

Данные, полученные нами по опроснику Басса-Дарки, занесены в таблицы 3 и 4 (приложение 5).

Анализируя таблицы 3 и 4, мы выявили 8 семей (17,4%) (по 4 семьи в каждом классе: в 5 «А» классе – 18,2%, в 5 «Б» классе – 16,7%), в которых нарушаются права ребенка. Это семьи, в которых у одного или обоих родителей тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой нормы или выше ее:

в 5 «А» классе:

- по шкале «физическая агрессия» родители из 3 семей (13,6%) набрали баллы выше нормы;

- по шкале «косвенная агрессия» также у родителей из 3 семей (13,6%) высокие баллы;

- по шкале «раздражение» - у родителей из 2 семей (9,1%);

- по шкале «вербальная агрессия» - также у родителей из 2 семей (9,1%).

в 5 «Б» классе:

- по шкале «физическая агрессия» родители из 2 семей (8,3%) набрали баллы выше нормы;

- по шкале «косвенная агрессия» у родителей из 4 семей (16,7%) высокие баллы;

- по шкале «раздражение» - у родителей из 2 семей (8,3%);

- по шкале «вербальная агрессия» - у родителей из 3 семей (12,5%).

Результаты анкетирования испытуемых детей позволило нам определить семьи, в которых наблюдалось насилие в отношении детей. Данные анкетирования совпали с результатами, полученными нами по опроснику Басса-Дарки.

Таким образом, на основании данных, полученных по результатам тестирования и анкетирования родителей и детей, нами были выявлены 11 семей, потенциально склонных к насилию.

После установления фактов насилия в семье, определения семей, склонных к жестокому обращению, составления групп коррекции, начинается второй этап деятельности – коррекционно-профилактический. 

Основными задачами деятельности социального педагога на данном этапе мы отметили: 

- преодоление стресса, пережитого ребенком в результате жестокого обращения; 

- повышение самооценки ребенка; 

- восстановление доверия ко взрослым; 

- формирование у ребенка новых стереотипов поведения, которые способствовали бы вводу ребенка на нормативное понимание взаимоотношений между людьми, в том числе и с родителями;

- использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды для обогащения его социального развития;

- привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах социального развития детей и их педагогическое просвещение.

Проанализировав изученную литературу, на основании рекомендаций, выработанных социальной педагогикой, мы разработали программу коррекционной работы детьми, пережившими жестокое обращение «Лучик».

Программа предполагает достижение следующих целей:

- профилактика и преодоление последствий различного вида насилия над детьми;

- гармоничная жизнь семьи в целом;

- осознание детьми и родителями стереотипов взаимодействия и изменение их патологических форм каждым членом семьи.  

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:  

- изменить детско-родительские отношения в проблемных семьях;

- помочь детям ценить себя и хорошо к себе относиться;

- побудить детей к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих;

- научить детей и родителей умению налаживать взаимные контакты.  

Данная программа предусматривает три цикла занятий. 

Первый цикл «Это – Я!» направлен на развитие положительного представления о собственном «Я», который определяется следующими факторами: чувством собственного достоинства, осознанием собственной компетенции, уверенностью в положительном отношении к нему окружающих.

Второй цикл занятий «Я + моя семья» направлен на объединение, эмоциональное сближение детей и родителей, преодоление эмоциональной замкнутости, снятие тревожности, развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми.

Третий цикл занятий «Я + мир» направлен на развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление эмоциональной замкнутости.

Для развития эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей подобраны психогимнастические игры и упражнения. Они используются постепенно, с учетом последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения. Все этапы работы дополняют друг друга и плавно переходят из одного в другой (приложение 6).

Каждое занятие, независимо от его конкретного содержания включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический «разогрев» и на снятие эмоционального напряжения: слушание музыки, дыхательная гимнастика, элементы саморегуляции.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционной программы.

Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом обсуждение домашнего задания. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями. Вопросы могут быть типа: «что понравилось и что не понравилось; почему», «что мешало выполнять задание сегодняшнего занятия», «что было особенно трудно выполнить и почему» и т.п.

Разработанная нами программа была частично внедрена в средней школе № 13 г.Бреста.

В начале эксперимента показатели умения школьников, перенесших домашнее насилие, устанавливать контакты были достаточно низкие. Дети были скованны, замкнуты, испытывали трудности в общении. Эти дети в силу полученной психологической травмы были неуверенны, не могли поддержать разговор. Неумение слушать и слышать собеседника не позволяло им поддерживать игровую ситуацию и выполнять задачи.

К концу эксперимента показатели изменились в лучшую сторону, что проявилось в поведении детей. Школьники проявили умение договориться, объединяться, устанавливать контакты. Дети могли излагать собственное мнение, дискутировать. Эти навыки дети могли получать в ходе игр, подобранных нами и направленных на объединение детей. 

В начале эксперимента дети трудно обучались правилам игр, трудно шли на контакт не только с педагогом, но и другими детьми. К концу эксперимента дети не только свободно играли, но они могли и импровизировать, умели сообща придумывать правила новой игры. Дети научились быстро и правильно выполнять задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу.

Очень важным оказалось, по результатам нашего эксперимента, работа над умением самоутверждаться. В начале эксперимента дети были зажаты, неэмоциональны. Работая над тем, чтобы дети могли самоутверждаться, мы много внимания уделили тому, чтобы раскрепостить детей, научить уважать себя. Систематические занятия, доброжелательное отношение педагогов, планомерное, постепенное сближение педагогов и детей дало свои результаты. Успехи проявились в том, что дети стали более уверенно выражать свои желания, чувства, эмоции. Дети научились высказывать свое мнение и отстаивать его. 

При решении конфликтных ситуаций, мы старались побуждать детей к действию, быть их помощниками, а не руководителями. Только при сотрудничестве детей и педагогов можно научить детей самоутверджению. 

Кроме того, дети стали проявлять больше ответственности и самостоятельности, появилась большая уверенность в своих действиях и открытость (контактность) в общении с окружающими и родителями, снизился агрессивный фон поведения во взаимодействии с окружающими (сократилась частота проявлений негативизма, капризности, непослушания).

Итак, в рамках курсового исследования экспериментальное изучение работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье, заключалось в выявлении детей, переживающих насилие в семье, и в разработке и апробации на практике программы работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье, и внедрении этой программы в одной из школ г.Бреста.

Для диагностики семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми, мы использовали анкету для родителей на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка, анкету для детей «Семья глазами ребенка», а также опросник Басса-Дарки для уточнения данных анкетирования. Затем на основании рекомендаций, выработанных социальной педагогикой, мы разработали программу коррекционной работы детьми, пережившими жестокое обращение, которую внедрили в средней школе № 13 г.Бреста.

Опыт показал, что, если в начале работы дети были скованны, замкнуты, неуверенны в семье, испытывали трудности в общении, то в процессе систематических занятий происходило постепенное сближение педагогов и детей. Дети научились быстро и правильно выполнять задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема насилия и жестокого обраще­ния с детьми является одной из наиболее острых и актуальных. Отмечается, что ко­личество детей, пострадавших в результа­те насильственных, как правило, противо­правных действий, значительно выше, чем видно из данных уголовной статистики. Побои, угрозы и унижения, которым дети подвергаются в семьях и в социальном ок­ружении, в большинстве случаев остаются вне поля зрения правоохранительных и других государственных органов, деятель­ность которых направлена в том числе и на защиту несовершеннолетних от злоупот­реблений, жестокости и насилия.

Мы выяснили, что в раскрытии понятия насилия существуют расхождения, особенно по отношению к психическому, которое относят еще к моральному (эмоционально­му) и пр. На наш взгляд, наиболее полно раскрывает содержание понятия насилие следующее определение: насилие – это любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, от которых ребенок нахо­дится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здо­ровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или социализацию. Основные виды насилия – физическое, сексуальное и психическое.

Среди причин возникновения насилия над детьми в семье исследователи называют как социально-экономические (безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к стрессу и далее – к жестокому обращению с домочадцами), так и психологические факторы (особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса).

Жестокое обращение с ребенком, насилие, особенно в семье, является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь. Любое насилие всегда, независимо от степени своего проявления и целеоправдания, приводит к той или иной степени деформации личности; оно накладывает отпечаток на физичес­кое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

Основные направления деятельности социального педагога по предупреждению насилия в семье: работа с детьми: коррекция социального развития детей по результатам диагностики, по запросам педагогов и родителей; организация досуга детей; работа с семьями детей:  изучение семейной ситуации и факторов социального развития ребенка; повышение уровня родительской компетентности и педагогическое просвещение родителей; удовлетворение индивидуальных запросов родителей; работа с педагогическим коллективом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами взаимоотношений с родителями.

Деятельность социального педагога по предупреждению насилия в семье подразумевает, кроме указанных направлений, еще и работу с правозащитными органами.

Преодолению последствий семейного насилия способствует применение специальной системы мер, которая включает: комплекс активных форм деятельности, ориентированных на организацию налаженной связи «социальный педагог – ребенок – родители – окружающая среда».  

Работа социального педагога по предупреждению насилия в семье предполагает три этапа: диагностический, коррекционно-профилактический, контрольный. На каждом из этапов применяются различные формы и методы работы: тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей; педагогическое просвещение родителей посредством бесед, собраний, консультаций; организация совместной деятельности детей и родителей; индивидуальная работа с детьми; работа с неблагополучными семьями.

В рамках курсового исследования экспериментальное изучение работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье, заключалась в выявлении детей, переживающих насилие в семье, и в разработке программы работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию в семье, и внедрении этой программы в одной из школ г.Бреста.

Для диагностики семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми, мы использовали анкету для родителей на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка, анкету для детей «Семья глазами ребенка», а также опросник Басса-Дарки для уточнения данных анкетирования. Затем на основании рекомендаций, выработанных социальной педагогикой, мы разработали программу коррекционной работы детьми, пережившими жестокое обращение, которую внедрили в средней школе № 13 г.Бреста.

Опыт показал, что, если в начале работы дети были скованны, замкнуты, неуверенны в семье, испытывали трудности в общении, то в процессе систематических занятий происходило постепенное сближение педагогов и детей. Дети научились быстро и правильно выполнять задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу.

Таким образом, цель нашего исследования – изучить особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – социальный педагог, используя в своей работе специальные методы, способен выявить детей, к которым применяется насилие, и правильно организовать работу по предупреждению насилия в семье – подтверждена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье / Л.С. Алексеева // Педагогика. – 2006. - № 5. – С.43–52.

2. Белановская, О.В. Семья – фактор ранней социализации личности / О.В. Белановская // Адукацыя і выхаванне. – 2001. - № 10. – С.42–47.

3. Беляускайте, Р.Ф. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Р.Ф. Беляускайте. – М.: Просвещение, 1987. – 260 с.

4. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.

5. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Просвещение, 1994. – 280 с.

6. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / В.Г. Бочарова. – М.: РАО, 1994. – 104 с.

7. Гладченко, Л.Г. Еще раз о насилии... / Л.Г. Гладченко // Женщина и общество. – 2002. - № 4. – С.10–14.

8. Гуров, В.Н. Место жительства – место воспитания: Учебно-методическое пособие / В.Н. Гуров. – Уфа: Вектор, 1989. – 32 с.

9. Гуров, В.Н. Подготовка социальных работников: региональная система / В.Н. Гуров, Н.Ф. Шинкаренко. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 64 с.

10. Гуров, В.Н. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы. Пути решения: В 2 т. – Т.1 / под ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997. – 263 с.

11. Дмитриев, А.В. Насилие: социально-политический анализ / А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. – 110 с.

12. Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Методика / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.

13. Желобкович, Е.Ф. Насилие над детьми в семье: синергетический аспект / Е.Ф. Желобкович // Народная асвета. – 2006. - № 12. – С.70–74.

14. Ильина, С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско-родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада) / С.В. Ильина // Международная конференция памяти А.Р. Лурии. – М.: МГУ, 1997. – 320 с.

15. Ильина, С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) / С.В. Ильина // Международная конференция памяти А.Р. Лурии. – М.: МГУ, 1997. – 320 с.

16. Козлова, С.А. Воспитание положительного отношения к взрослым / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – С.12–16. 

17. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям / С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2003. – 32 с.

18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992с.

19. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие / Л.С. Алексеева, А.Д. Кошелева, Е.Т. Соколова, Ю.Б. Шапиро; под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 135 с.

20. Подростки и молодежь в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) // Сборник тезисов международной конференции. – М.: Новый отсчет, 2001. – 260 с.

21. Психологические и этические проблемы детства / под ред. М.В. Неженцева, Н.Г. Веселова. – СПб.: Питер, 1993. – 120 с.

22. Сенько, Т.В. Семья и психологическое насилие над детьми / Т.В. Сенько // Адукацыя і выхаванне. – 2000. - № 6. – С.3–8.

23. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Владос, 2003. – 95 с.

24. Смагина, Л.И. Профилактика домашнего насилия над детьми / Л.И. Смагина // Праблемы выхавання. – 2005. - № 4. – С.35–40.

25. Тоторкулова, М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по преодолению последствий семейного насилия над детьми: дис.... канд. пед. наук / М.А. Тоторкулова. – Ставрополь, 2005. – 185 с.

26. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Мн.: Тесей, 1996. – 340 с.

27. Центр новостей ООН. Актуальные проблемы: Насилие над детьми. – 2006г. // http://www.un.org/russian/news/

28. Шевчук, О. Насилие над детьми / О. Шевчук // Минский курьер. – 2005. - № 612.

29. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, Г.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

30. Этика ненасилия // Философские науки. – 1990. - № 1. – С.54–89.

31. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Юридическая литература, 1987. – 390 с.

32. Яшуткин, В.А. Насилие как средство осуществления односторонней власти: сущность, природа и социально-психологические последствия / В.А. Яшуткин // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. - № 6. – С.34–39.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета для родителей на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка  

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить по 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.

В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).

Инструкция: Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте следующую шкалу: 5 баллов – всегда, 4 балла – достаточно часто, 3 балла – иногда, 2 балла – в исключительных случаях, 1 балл – никогда.

Меры воздействия

Баллы

1. Приказ, команда 1 2 3 4 5
2. Уговоры 1 2 3 4 5
3. Угрозы 1 2 3 4 5
4. Предупреждения 1 2 3 4 5
5. Советы, готовые решения 1 2 3 4 5
6. Нотации, поучения 1 2 3 4 5
7. Критика 1 2 3 4 5
8. Похвала 1 2 3 4 5
9. Анализ поведения 1 2 3 4 5
10. Обращение в шутку 1 2 3 4 5
11. Утешение 1 2 3 4 5
12. Обзывание, насмешка 1 2 3 4 5
13. Обида на ребенка 1 2 3 4 5
14. Наказания 1 2 3 4 5
15. Физические наказания 1 2 3 4 5

 

 

Приложение Б

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно – выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.

Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть про­явлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, т.к. разные родители вкладывают в слова «критика», «предупреждение» и т.п. различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки. Опросник используется в коротком варианте, включавшем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого исследования Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:

- Шкала 1. Физическая агрессия.

- Шкала 2. Косвенная агрессия.

- Шкала 3. Раздражение.

- Шкала 7. Вербальная агрессия.

В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.

Инструкция: Здесь приводится список утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Прочитайте их внимательно и ответьте, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет. Если вы согласны с утверждением, отметьте ответ «да» напротив номера этого утверждения. Если Вы не согласны с утверждением, отметьте на бланке ответ «нет».

Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

 

Утверждения Да Нет
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим    
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю    
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь    
4. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать    
5. Мне кажется, что я не способен ударить человека    
6. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами    
7. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам    
8. Я часто бываю не согласен с людьми    
9. Если кто-либо первым ударит меня, я не отвечу ему    
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями    
11. Я гораздо более раздражителен, чем кажется    
12. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной    
13. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку    
14. Я не способен на грубые шутки    
15. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются    
16. Я требую, чтобы люди уважали меня    
17. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»    
18. Я никогда не бываю мрачен от злости    
19. Если ко мне относятся хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь    
20. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям    
21. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня    
22. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь    
23. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием    
24. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю    
25. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь    
26. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева    
27. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться    
28. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ    
29. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие    
30. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее    
31. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку    
32. Я ругаюсь только со злости    
33. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу я применяю ее    
34. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу    
35. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся    
36. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает    
37. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки    
38. Я не огорчаюсь из-за мелочей    
39. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня    
40. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение    
41. В последнее время я стал занудой    
42. В споре я часто повышаю голос    
43. Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям    
44. Я лучше соглашусь с кем-нибудь, чем стану спорить    

 

Время заполнения опросника – 10-15 минут. Время заполнения анкеты – 5 минут.

Обработка результатов

Вначале за ответы «да» и «нет» на каждый вопрос в соответствии с ключом начисляется 1 или 0 баллов. Затем баллы за вопросы, относящиеся к одной шкале, суммируются. Таким образом, мы получаем баллы по всем 4-м шкалам по каждому испытуемому.

Затем полученные баллы сравниваются с тестовыми нормами. Если балл родителя по шкале равен граничному значению нормы или выше этого значения, значит, у него в высокой степени выражено соответствующее качество. Если балл испытуемого по шкале равен нижнему значению нормы или ниже его, то соответствующее качество выражено у него слабо.

При обработке ответов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, нам важно выявить тех испытуемых, у которых тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой нормы или выше ее. Сравнивая полученные по каждой шкале баллы с тестовыми нормами, выявляем этих родителей.

Показателями нарушения прав ребенка считаются:

- высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки;

- констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению «в исключительных случаях» и выше).

-

 

Ключ к опроснику Басса-Дарки

Название шкалы Вопросы Нормы
1. Физическая агрессия Да – 1, нет – 0: 1, 13,16, 21,25,29,33,37 Нет – 1, да – 0: 5,9 5-7
2. Косвенная агрессия Да – 1, нет – 0: 2, 6, 10,18,22,30,34 Нет – 1, да – 0: 14,26 4-7
3. Раздражение Да - 1, нет – 0: 3, 11,15,23,27,31,35,41 Нет – 1,да – 0: 7,19,38. 5-8
4. Вербальная агрессия Да – 1, нет – 0: 4, 8,12,16,24,28,32,40,42. Нет – 1, да – 0: 17,36,43,44. 6-10

Приложение В

Анкета для детей «Семья глазами ребенка»

    Испытуемым учащимся была предложена анкета с тремя вариантами ответов на каждый из вопросов. Если в ответах ребенка преобладают варианты «в», то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребенку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

1. С кем ты живешь?

2. Тебе нравится проводить время дома?

а) да

б) не всегда

в) нет

3. Хочешь побыстрее вечером пойти домой?

а) да

б) не всегда

в) нет

4. Твои родители часто разговаривают с тобой о делах?

а) да

б) не всегда

в) нет

5. Как они чаще разговаривают: ласково или ругаются?

а) чаше ласково

б) и так, и так

в) чаще ругаются

6. Тебе спокойно дома? Не страшно?

а) да

б) не всегда

в) нет

7. Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?

а) да

б) не всегда

в) нет

8. Если ты что-то сломал, мама или папа помогут тебе починить или будут ругать?

а) они помогут

б) и так, и так

в) будут ругать

9. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всем маме и папе?

а) да

б) не всегда

в) нет

10. Что ты больше всего любишь делать в субботу или воскресенье?

11. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?

а) часто

б) иногда

в) редко

12. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе?

а) часто

б) иногда

в) никогда

13. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

а) часто

б) иногда

в) редко

14. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступают твои родители?

а) терпеливо выслушивают и помогают закончить мысль

б) отсылают к другому родителю

в) не хотят слушать совсем

 

 

Приложение Г

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей учащихся 5 «А» класса

Испытуе-мые

Меры воздействия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1.

мать 2 3 2 1 1 2 1 1 1 2 2 2 4 2 1
отец 2 2 2 2 4 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1
2. мать 1 1 2 1 1 1 2 4 5 1 3 4 1 2 1

3.

мать 2 4 5 1 1 2 1 2 3 5 4 1 1 1 1
отец 1 2 2 4 1 3 2 1 2 4 4 2 2 1 1

4.

мать 2 2 1 2 1 2 5 4 5 2 3 2 1 2 1
отец 2 5 4 2 1 3 4 5 2 1 4 5 2 3 1

5.

мать 1 2 4 2 1 3 2 4 5 2 1 2 3 2 1
отец 2 1 4 2 3 5 4 2 3 2 1 2 4 2 2
6. мать 1 2 1 2 4 5 3 3 2 3 2 1 4 1 1

7.

мать 2 3 2 5 2 3 2 1 2 2 1 1 4 1 1
отец 2 2 3 2 4 2 3 4 2 2 1 2 1 2 1

8.

мать 2 2 3 4 5 2 1 3 2 1 2 5 2 3 2
отец 2 2 3 5 2 2 1 1 2 3 2 1 2 4 3

9.

мать 1 4 5 2 3 2 1 2 4 2 1 2 5 2 1
отец 2 3 5 2 3 2 1 4 2 3 2 1 2 1 4
10. мать 2 1 2 1 4 2 3 2 1 4 2 1 1 1 1

11.

мать 2 2 3 2 2 1 4 2 2 2 1 2 2 2 1
отец 1 3 2 4 2 2 2 5 3 2 1 2 1 4 1

12.

мать 3 2 3 5 4 1 2 2 1 2 5 2 1 2 1
отец 4 2 3 5 4 1 2 3 2 1 4 2 1 2 1

13.

мать 2 1 2 5 2 2 5 2 1 2 4 2 1 2 1
отец 3 2 5 2 1 4 2 1 3 2 4 2 1 2 1
14. мать 3 2 5 1 2 4 2 1 2 3 2 4 2 1 1

15.

мать 2 3 5 4 1 2 1 3 2 4 2 1 3 2 1
отец 2 5 4 1 2 3 2 1 4 1 4 1 1 1 1

16.

мать 2 5 2 5 2 1 2 4 2 3 2 1 4 2 1
отец 3 5 2 1 4 2 1 2 3 2 2 1 2 1 1

17.

мать 2 1 4 2 1 2 3 4 2 1 5 3 2 1 1
отец 5 2 1 3 2 1 4 2 3 5 2 1 1 1 1

18.

мать 5 3 2 1 2 4 2 3 2 1 4 5 2 2 1
отец 2 5 3 2 1 4 1 2 1 2 1 4 2 1 3

19.

мать 2 4 2 1 2 4 5 2 3 2 4 2 5 1 1
отец 3 2 5 2 3 2 1 4 2 2 2 1 2 4 1

20.

мать 2 5 2 1 2 3 2 4 2 5 2 1 2 3 2
отец 2 3 2 5 4 2 2 2 3 2 1 5 2 1 2
21. мать 2 5 3 2 1 4 2 3 2 1 2 4 2 1 3

22.

мать 3 2 1 2 4 2 1 4 2 3 5 2 1 2 1
отец 2 5 2 3 2 1 4 1 2 1 2 1 4 1 1

 

Таблица 2

Результаты анкетирования родителей учащихся 5 «Б» класса

Испытуе-мые

Меры воздействия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. мать 2 1 2 1 4 2 3 2 1 4 2 1 1 1 1

2.

мать 2 2 3 2 2 1 4 2 2 2 1 2 2 2 1
отец 1 3 2 4 2 2 2 5 3 2 1 2 1 4 1

3.

мать 3 2 3 5 4 1 2 2 1 2 5 2 1 2 1
отец 4 2 3 5 4 1 2 3 2 1 4 2 1 2 1

4.

мать 2 3 2 1 1 2 1 1 1 2 2 2 4 2 3
отец 2 2 2 2 4 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1
5. мать 2 1 2 5 2 2 5 2 1 2 4 2 1 2 1

6.

мать 3 2 5 1 2 4 2 1 2 3 2 4 2 1 1
отец 2 3 5 4 1 2 1 3 2 4 2 1 3 2 1

7.

мать 2 5 4 1 2 3 2 1 4 1 4 1 1 1 1
отец 2 5 2 5 2 1 2 4 2 3 2 1 4 2 1

8.

мать 3 5 2 1 4 2 1 2 3 2 2 1 2 1 1
отец 2 1 4 2 1 2 3 4 2 1 5 3 2 1 1
9. мать 5 2 1 3 2 1 4 2 3 5 2 1 1 1 1

10.

мать 2 1 2 5 2 2 5 2 1 2 4 2 1 2 2
отец 3 2 5 2 1 4 2 1 3 2 4 2 1 2 3

11.

мать 2 4 2 1 2 4 5 2 3 2 4 2 5 1 1
отец 3 2 5 2 3 2 1 4 2 2 2 1 2 4 1

12.

мать 3 2 1 2 4 2 1 4 2 3 5 2 1 2 1
отец 2 5 2 3 2 1 4 1 2 1 2 1 4 1 1
13. мать 2 2 2 2 4 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1

14.

мать 2 2 3 2 4 2 3 4 2 2 1 2 1 2 1
отец 2 4 5 1 1 2 1 2 3 5 4 1 1 1 1

15.

мать 2 2 3 2 4 2 3 4 2 2 1 2 1 2 1
отец 2 3 2 5 2 3 2 1 2 2 1 1 4 1 1

16.

мать 1 2 1 2 4 5 3 3 2 3 2 1 4 1 1
отец 2 5 4 2 1 3 4 5 2 1 4 5 2 3 1
17. мать 2 2 3 5 2 2 1 1 2 3 2 1 2 4 3
18. отец 2 2 1 2 1 2 5 4 5 2 3 2 1 2 1
19. мать 1 2 2 4 1 3 2 1 2 4 4 2 2 1 1
20. мать 2 4 5 1 1 2 1 2 3 5 4 1 1 1 1

21.

мать 2 3 5 2 3  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: