Деформация личности ребенка под влиянием насилия

В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).

Для здоровой семьи характерно:

- сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;

- гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения;

- сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти» [20, с. 14].

Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:

- с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;

- семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;

- семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям [20, с. 16].

В таких семьях постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться «хронические, трудно излечимые заболевания».

Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье:

- общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

- в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;

- активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

- по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;

- часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

- постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка [20, с. 23].

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого.

И. А. Фурманов подчеркивает, что «жестокое обращение в любой форме его про­явления влияет на все аспекты развития ребенка, оно накладывает отпечаток на физичес­кое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе» [26, с. 229].

Последствия насилия являются триедиными.

Первое связано с влиянием насилия на личность своего носителя. Насилие всегда, независимо от степени своего проявления и целеоправдания, приводит к той или иной степени деформации личности того, кто его совершает. Насилие ожесточает человека, дегуманизирует его, ослабляет его чувствительность к человеческим страданиям, делает его способным жить по принципу: «Цель оправдывает средства» [11, с. 35].

Второе последствие характеризуется влиянием насилия на личность объекта воздействия. Насилие порождает у жертвы состояние страха. Страх, в свою очередь:

- обусловливает пассивное желание объекта влияния адаптироваться к ситуации, окончательно или временно подчиниться насильнику. Временное подчинение жертвы рано или поздно заканчивается ослаблением (по разным причинам) интенсивности насилия и освобождением объекта воздействия от насильственного влияния;

- порождает активное стремление жертвы защититься от насилия ответным насилием. В этом случае происходит эскалация насилия.

Третье последствие насилия обусловлено общей дегуманизацией отношений, которая проявляется в социально-психологическом отчуждении. Утрата возможности хоть как-нибудь повлиять на происходящие события делает человека беспомощным, лишает уверенности в себе и элементарного самоуважения [32, с. 37].

Независимые исследования, проводящиеся в различных психологических школах, дают многообразную картину патологий, в происхождении которых одну из главных ролей играет та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве. Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отставленными эффектами травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции   [14; 15].

Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают «утрату базового доверия к себе и миру».

Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха [15, с. 49]. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

Последствия эмоционального насилия такие как неразвитость или разрушение эмоциональных отношений с ближним семейным окружением могут рассматриваться в качестве механизмов развития пограничной личностной структуры [15, с. 52-53], причем неразвитость этих отношений лежит в основе психопатического варианта аномалий, а нарушения – в основе неврастенического варианта. Выделяют два синдрома: синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и других, и синдром «аффективной зависимости», которому свойственны ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности, зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.

Последствия ситуаций, которые можно квалифицировать как психологическое насилие, не менее серьезны. К примеру, ребенок в семье, где оба родителя алкоголики или наркоманы, подвергается психологическому насилию. Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится со – зависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Очевидно, что феномены психологического насилия, к которым можно отнести неадекватную родительскую установку, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и т.п., все то, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует, играют в этиологии личностных расстройств важную роль.

Этиология множественного личностного расстройства, при котором «субъект имеет несколько отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых определяет характер поведения и установок за период времени, когда она доминирует», прослеживается в раннем детском опыте интенсивного длитильного насилия, причем последнее может быть как физическим, так и психологическим. Жертва насилия сталкивается с необходимостью выработки защитной адаптивной стратегии, в буквальном смысле «стратегии выживания». Такой защитой для личности становится диссоциация. Так как тело подвергается насилию, и жертва не в состоянии предотвратить это, единство личности сохраняется путем отщепления Я от собственного тела (F.Levy). Результатом становится переживание «отделения», ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия [15, с. 52].

У пострадавших от насилия наблюдаются все признаки травматического стресса:

- повторяющееся переживание событий;

- избегание всего того, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, места, люди, действия);

- неспособность вспомнить важные эпизоды травмы.

- равнодушие, снижение интереса к тому, что раньше занимало.

- чувство отстраненности, отчужденности от других, ощущение одиночества.

- притупление эмоций.

- чувство укороченного будущего (ожидание скорой смерти);

- следующие симптомы:

- проблемы со сном;

- раздражительность или вспышки гнева;

- нарушение памяти и концентрации внимания;

- сверхбдительность;

- депрессия (нервное истощение, апатия, отрицательное отношение к жизни);

- мысли о самоубийстве;

- самообвинение;

- злоупотребление наркотическими лекарствами, алкоголем [7, с. 12].

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:

- для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

- для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

- для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела» молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

- для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

- для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения [4, с. 112].

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

Итак, насилие всегда, независимо от степени своего проявления и целеоправдания, приводит к той или иной степени деформации личности; оно накладывает отпечаток на физичес­кое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе. Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: