Методы и формы социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье

Рассмотрим подробнее, какие методы и формы использует социальный педагог на коррекционном этапе работы по предупреждения насилия в семье.

Работа социального педагога с родителями и педагогамина коррекционном этапе работы по предупреждению насилия в cемье строится по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление – просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Используют следующие формы работы с родителями:

- лекции;

- индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий школы и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно-ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок – трудности взаимоотношений», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в школе – основа формирования нравственно-волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;

- информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»;

- информационно-просветительская газета «Солнечный вестник»;

- листы-памятки для родителей и педагогов;

- библиотека в кабинете социально-психологической службы.

Кроме того, социальным педагогом проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Для решения конкретно определенных задач используют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

- родительские собрания. Компонентами процедуры проведения собрания являются выступления детей; представления результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд-шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры;

- семейный клуб, организованный для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении и поведении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми. Можно предложить, например, следующие занятия семейного клуба, где может быть организована совместная деятельность взрослых и детей: «Вместе дружная семья», «Как общаться с ребенком».

Для работы с педагогами используют консультации: «Проблема защиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно-ориентированной модели общения»), лекции-визуализации («Культура поведения педагога»).

Второе направление – продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используют следующие формы:

- совместное творческое дело: рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделки из природного материала и работы декоративно-прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в школе на тему «Творим всей семьей»;

- семинары-практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни школьника»);

- встречи с интересными людьми (например, встреча с ветераном ВОВ).

Проведение таких социально-значимых мероприятий для ребенка становится событием. В этом случае происходит «со – бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека – и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.

Организация совместной деятельности детей и родителей (совместный досуг, спортивные соревнования с участием всей семьи) позволяет улучшить психологическую атмосферу в семье. 

С педагогами школы проводят мероприятия с использованием интерактивных методов работы:

- конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека);

- деловая игра-викторина «Знаем ли мы права детей»;

- конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»);

- деловая игра «Социальное развитие школьников»;

- деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов);

- совместное творческое дело «Современная семья – какая она?».

С ребенком, у которого нарушены контакты со сверстниками, необходима серьезная воспитательная работа. Целью этой воспитательной работы является открытие для ребенка ровесника как партнера, воспитание внимания и интереса к нему, поддержание и развитие эмоционального и делового контактов. И наиболее возможные приемлемые условия для решения этих задач можно создать деятельностью, специально организованной.

На этом этапе социальный педагог привлекает к работе воспитателя и психолога. Совместно с психологом подбираются игры, соответствующие различным этапам преодоления эмоционального отчуждения между детьми, формирующие эмоциональную ориентацию на сверстника. Эти игры должны быть подобраны так, чтобы они развивали воображение, предвидение развития ситуации, предвосхищение эмоционального состояния сверстника на основе результатов. Необходимо научить детей, что главное в игре – партнер, ориентация на партнера. 

Ориентацию на партнера особенно предусматривают игры с правилами. Специфика этих игр в том, что отношения в них определяются нормами и правилами. Ребенок действует в игре с правилами так, как не умеет действовать в реальных условиях, и контакты со сверстниками, возникшие во время игры, не исчезают с её окончанием.

Очень помогают построению новых стереотипов отношений и сюжетно-ролевые игры. Проникаясь ролевыми отношениями, дети демонстрируют правильное эмоциональное поведение. В совместной игре дети учатся бщению, построению отношений, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, взаимопомощи и взаимопониманию.

Подбирая игры для развития способности построения новых отношений с окружающими, социальному педагогу необходимо помнить, что соревновательные игры этим детям нежелательны, так как именно соревновательные ситуации вызывают недоброжелательность, зависть. Дети,

пережившие стресс, слабы еще морально, чтобы самим преодолеть негативные эмоции. 

Возникшее во время игр положительное эмоциональное поведение дети переносят в дальнейшем в реальную жизнь. Для получения устойчивого эффекта в построении новых стереотипов поведения со сверстниками и в семье очень важно привлечь к играм родителей. Совместная игра благотворно влияет на детско-родительские отношения. В совместной игре родители познают внутренний мир детей, отношения становятся теплее и содержательнее, дети и родители понимают и принимают друг друга. Только в единстве родителей с детьми возможно перестроить эмоциональную сферу семьи, чем более теплая нравственно-психологическая атмосфера в семье, тем успешнее будет усвоение социальных норм и ценностей.

Особое внимание необходимо уделять взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день наблюдается рост числа многодетных семей, стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей необходимо разработка плана профилактических мероприятий.

В работе с семьями по предупреждению насилия в семье используют следующие формы и методы: общее родительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, не травмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматривается проблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка.

Занятия «Семейного клуба» (дискуссии по вопросам поощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка). Индивидуальные беседы с родителями и детьми.

Итак, на коррекционном этапе используются разнообразные формы и методы по предупреждению насилия в семье (круглый стол, деловая игра, объединение в клуб) улучшают взаимоотношения родителей и педагогического коллектива. Они делают возможным оказание комплексной помощи семье, повышают педагогическую грамотность родителей. Кроме того, групповая коррекционная работа направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка и имеет значение, так как позволяет родителям осознавать, что проблема насилия существует, что они не одиноки в своей проблеме. Групповая работа позволяет осознать, что проблема разрешима, и пути ее разрешения необходимо искать всей семьей. Параллельно с данной работой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом (психогимнастика). Таким образом складывается система работы по предупреждению насилия в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: