Учет материалов на складе и в бухгалтерии

 

Для обеспечения производственной программы соответствующими ма­териальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, за­пасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и дру­гих материалов. Кроме центральных заводских складов в различных струк­турных подразделениях предприятия могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприя­тию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады дол­жны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой. 

На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секци­ям, а внутри них – по группам, типо - и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечива­ет быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кла­довщик), являющийся материально ответственным лицом, которого при­нимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установлен­ной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании предприятия отсутствует должность заве­дующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого ра­ботника предприятия с его согласия и с обязательным заключением догово­ра об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой до­­­лжности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвен­таризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвер­ж­денному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, це­ну и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют уче­та материалов в карточках. На каждый номенклатурный номер открывают отдель­ную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в ней номер склада,

наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измере­ния, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, рас­хода и остатка материалов.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных доку­ментов (приходных ордеров, требований – накладных и др.) в день сове­р­­шения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благо­даря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запа­сов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материа­лов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов. В условиях функционирования АСУП и автоматизированного склад­ского хозяйства вместо карточек учета применяют систематически состав­ляемые машинограммы – ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета, однако в отличие от них машинограммы – ве­домости составляют лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием ма­териалов на складе и оперативного управления производством.

 

Первичные документы после записи их данных в карточки учета пе­редают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно – заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца.

Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименова­ние и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприятиях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгал­терию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало ме­сяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мас­теров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их рас­ход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалте­рии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость

в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет

материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического уче­та используются отчеты материально ответственных лиц.

Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бух­галтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складс­кого учета и их остатков в сальдовой книге.

Для обеспечения достоверности данных учета и отчетности, соответ­ствия учетной оценки материалов их реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию материальных ценнос­тей.

При инвентаризации решаются следующие задачи:

- выявляется фактическое наличие материально-производственных за­пасов в целях обеспечения их сохранности;

 

- определяется фактическое количество использованных на произ­водство материально-производственных ресурсов;

- появляется возможность оценить материально – производственные

запасы с учетом их рыночной стоимости и фактического физического сос­тояния;

- проверяется соблюдение правил и условий хранения материально –производственных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: