Слом системы учета населения после распада СССР был явлением закономерным. Унаследованная система оказалась неприспособленной к новой миграционной ситуации. Существующий сегодня дефицит информации о миграционных процессах обусловлен рядом причин, важнейшими из которых являются: отсутствие единства методик сбора первичной информации на территории страны; закрытость данных, собираемых МВД, МИД, ФПС, а также закрытость методик их сбора и обработки; отсутствие организационной инфраструктуры для учета и согласования сбора первичных данных.
Получать адекватную статистическую оценку миграционных процессов мешают несколько парадоксов современного учета:
— для учета иммиграции есть информация, но нет системы обработки;
— для учета эндомиграции есть система обработки, но не налажен сбор информации;
— для учета эмиграции есть желание властей, но нет заинтересованности отъезжающих.
Система статистического учета граждан, иностранцев и лиц без гражданства создается для достижения определенных целей. Эти цели детерминируют рабочую типологию миграции, перечень сведений о мигрантах, категории лиц, подпадающих под миграционный учет, степень доступности первичных и агрегированных данных. На сегодня эти цели в России определяют только силовые ведомства, которым государство предоставило полный карт-бланш. Они же являются основными пользователями информации об иммигрантах – интересы других ведомств и субъектов миграционной политики в практикуемой ныне системе статучета не отражены.
|
|
По мнению авторов доклада, система миграционного учета должна не только соответствовать базовому процессу государственного и национального строительства и отвечать определенному набору функциональных требований, но и быть дифференцированной (сбор части информации нужно передать отдельным субъектам, имеющим четкую цель сбора и способным – для достижения этой своей цели – разрабатывать локальные системы учета) и сохранять целостный взгляд на структуру данных и принципы их обработки.
Необходимость создания системы централизованного учета хорошо понимают на местах, в регионах. Не дождавшись конструктивных действий со стороны центра, региональные власти начинают предпринимать самостоятельные шаги по созданию баз данных, однако, обслуживая интересы одного региона, эти базы данных являются сугубо локальными и не интегрированными друг с другом.