УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Биология — 050102.65
Квалификация выпускника: учитель биологии
Учитель биологии совмещает в себе качества, отмеченные в профессиограмме «Учитель», и профессиональные качества биолога.
Профессиограмма «Биолог»
Виды деятельности:
― исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
― изучение вопросов систематизации живых существ;
― изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);
― изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
― исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи);
― изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомы и физиологи);
― изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;
― изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
― выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;
― разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;
― рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;
― изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);
― проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);
― подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);
― работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);
― проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;
― рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
ü высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;
ü хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);
ü творческое мышление;
ü богатое воображение;
ü способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке;
ü терпеливость;
ü любознательность;
ü наблюдательность, созерцательность;
ü скрупулезность в работе;
ü развитие образной зрительной памяти;
ü способность быстро принимать важные решения;
ü аналитические способности.
Личностные качества, интересы и склонности:
ü аккуратность;
ü интерес к живым организмам;
ü склонность к лабораторной работе.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
ü отсутствие интереса к природе;
ü низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);
ü склонность к подвижным видам деятельности.
Области применения профессиональных знаний:
ü лаборатории при научно-исследовательских институтах;
ü природоохранные организации;
ü экологические организации;
ü ботанические и зоологические сады, заповедники;
ü отрасли сельского хозяйства;
ü сфера образования (вузы, колледжи, школы).
История профессии
Биология (от греч. bios — жизнь и logos — наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях, различные уровни ее организации. Сам термин «биология» был предложен в 1802 году Ж.Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т. д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.).
В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.
Институт естественных наук
Химико-биологический факультет
Адрес: ул. Чечулина, д.1.
Телефон: 308-95-46
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Химия — 050101.65
Квалификация выпускника — учитель химии
Учитель химии совмещает в себе качества, отмеченные в профессиограмме «Учитель», и профессиональные качества химика.