Глава 2. Дидактические игры как средство развития памяти у

                           старших дошкольников.

       2.1. Характеристика детей старшего дошкольного

            возраста принимающих участие в работе

Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Недаром известный психолог П.П. Блонский [32, с. 84] писал, что дети до 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления. Более старшие ребята, наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухсторонняя, и плохая память, в отличие от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Что же можно считать хорошей или плохой памятью? Прежде всего, память, особенно непосредственная, или механическая, характеризует: 1) объем запомненной информации, 2) время ее хранения, 3) быстроту запоминания, 4) точность запоминания. Естественно, чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

 

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие памяти, которые можно выявить с помощью специально подобранных методик. 

В своей работе мы использовали методики, которые разработаны для исследования разных видов памяти.

Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 2009 - 2010 года в ДОУ №5 «Звездочка» Московской области, города Лосино-Петровского. Оно проводилось в старшей логопедической группе №5 «Звездочка». В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

         Таблица №1. «Списочный состав детей».

       Имя Возраст Особенности развития
1. Маша Б. 21.09.2004 Ds:ЗПРР, элементы дизартрии;
2. Максим В. 10.09.2004 Ds: ОНР Ⅰ уровень, дизартрия;
3. Сеня Г. 04.03.2004 Ds: элементы дизартрии;
4. Саша Е. 30.08.2004 Ds: ЗПРР, элементы дизартрии, синдром расторможенности;
5. Настя Г. 14.11.2004 Ds: ОНР Ⅱ уровня, элементы дизартрии;
6. Миша Д. 21.11.2004 Ds: дизартрия;
7. Настя М. 14.04.2004 Ds: ОНР Ⅱ уровня;
8. Надя М. 08.10.2004 Ds: ЗРР по типу моторной алалии;
9. Даша П. 20.08.2004 Ds: ЗПРР, дизартрия;
 10. Аурика П. 06.08.2004 Ds: ОНР Ⅱ уровня;
 11. Миша С. 30.11.2004 Ds: ОНР Ⅰ уровня, элементы дизартрии;
 12. Настя Ш. 14.11.2004 Ds: ОНР Ⅱ уровня, элементы дизартрии;
 13. Сеня Л. 12.12.2004 Ds: ОНРⅡ уровня, элементы дизартрии;
 14. Сева Л. 12.12.2004  Ds: ОНР Ⅱ уровня, элементы дизартрии;
 15. Влад Ч. 28.11.2004 Ds: ОНР Ⅱ уровня, элементы дизартрии;

 

 

Организация и проведение работы по выявлению влияния дидактической игры на развитие мнемических процессов

Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент.

2 этап - формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный эксперимент.

Для проведения констатирующего эксперимента нам необходимо было выявить уровень развития памяти детей. Для этого был дан запрос педагогу-психологу ДОУ, который провел это исследование. Он подобрал две методики, с помощью которых мы выявляем объем непосредственной образной памяти, и объем скорости непосредственной вербальной памяти. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно. Составитель методики Т. Д. Марцинковская.

Методика 1. «10 предметов».

Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.

Проведение теста. После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом, создается дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить: «Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом, можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.

Анализ результатов. Нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета, либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти, либо с нарушением произвольной регуляции деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: