Анализ использования дидактических игр в системе работы воспитателя с группой детей старшего дошкольного возраста по развитию памяти

Исследование проводилось в старшей группе детей ДОУ в течение с ноября по февраль месяц. Методики предъявлялись индивидуально и последовательно. В основном дети выполняли задание, сидя за столом. Дети обследовались в первой половине дня, после основных занятий. Констатирующий эксперимент был нами проведен на первой недели месяца, повторный констатирующий эксперимент был проведен в конце месяца. Ребята довольно охотно пошли с нами на контакт.

Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в следующей таблице:

  Таблица № 2. «Результаты констатирующего исследования

         вербальной и образной памяти». Ноябрь месяц.

 № Имя     «10 слов»

«10предметов»

11. Маша Б.             4

          3

 2. Максим В.             4

          3

 3. Сеня Г.             3

          4

 4. Саша Е.             3

          3

 5. Настя Г.             4

          3

 6. Миша Д.             4

          3

 7. Настя М.             6

          5

 8. Надя М.             3

          4

9. Даша П.             2

          2

110. Аурика П.             6

          6

111. Миша С.             4

          4

112. Настя Ш.            8

          7

113. Сеня Л.            5

          3

114. Сева Л.

          7

          6
115. Влад Ч.

          2

          2
         

 

Как видно из таблицы разброс данных достаточно велик. Проанализировав протоколы и данные в таблице, мы сочли возможным выделить три уровня развития непосредственной образной и вербальной памяти:

1 уровень (от 6 до 10 баллов) – высокий уровень. К этому уровню были отнесены дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. Не­смотря на некоторые различия между ними, у большин­ства таких детей выявилось особое отношение к экс­периментальным задачам, которое можно обозначить как готовность к решению познавательных задач. Готов­ность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтя­нутости и собранности, скорости выдаваемых ответов. Испытуемым этого уровня было свойственно также умение контролировать свои действия.  

2 уровень (баллы от 6 до 4) - средний. У детей наблюдается готовность к решению познавательных задач. Готов­ность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтя­нутости и собранности, с которой испытуемые выслуши­вали инструкцию. Способность пред­видеть, антиципировать результаты своих действий обеспечивает строгую целенаправленность деятельности и позволяет решать простые задачи на пространственный анализ почти без избыточного манипулирования картинками.

3 уровень (баллы от 3 и ниже) – низкий. Испытуемые, отнесенные к 3 уровню успешности, с самого начала опыта не проявляли готовности к реше­нию познавательных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети гово­рили: «Я не помню», «Я, забыл». Успешность мысленного анализа зрительно воспринима­емых картинок у испытуемых данной группы зависела от объема памяти. Этим детям требовалось гораздо больше помощи, и времени что бы вспомнить картинки и слова.

Итак, было установлено, что по успешности решения образной и вербальной памяти группа детей оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, а были и такие, которые выполнили задания не очень хорошо. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования образной и вербальной памяти, которые использовались на формирующем этапе. После проведения занятий по развитию образной и вербальной памяти был проведен повторный констатирующий эксперимент по заданиям констатирующего эксперимента.

  Таблица № 3. «Результаты констатирующего исследования объема и      скорости непосредственной вербальной памяти». Февраль месяц.

  Имя

«10 слов»

«10предметов»
1. Маша Б.

        6

           5
2. Максим В.

        6

           4
3. Сеня Г.

        7

           6
4. Саша Е.

        5

           4
5. Настя Г.

        5

           4
6. Миша Д.

        5

           6
7. Настя М.

        7

           6
8. Надя М.

        5

           6
9. Даша П.

        3

           4
10. Аурика П.         6

            7

11. Миша С.         4

            5

12. Настя Ш.         8

            7

13. Сеня Л.         6

            5

 14. Сева Л.         7

            7

 15. Влад Ч.         3

            3

         

         

Как видно из результатов исследования, представленных в таблице, показатели различны. В целом с заданием дети справились.

При выполнении этих заданий на констатирующем этапе мы выявили ряд особенностей образной и вербальной памяти. Вызывали трудности в перечисление картинок. (Даша П., Влад Ч.). Дети затруднялись, и не как не могли вспомнить, что там было изображено. Некоторые дети давали сбивчивые ответы. Порой было недостаточно общей инструкции и наводящих вопросов. (Миша Д., Саша Е., Настя Г.). Мы неоднократно прибегали к тому, что говорили, подумай внимательно, что было еще изображено. Мы заметили, что многие дети запомнили одинаковые предметы. Это наталкивает на то, что предметы (бревно, машина, волк, тачка, самолет) видимо легче запоминаются или у них были какие-то ассоциации с этими словами и картинками. Таким образом, мы сделали вывод, что память у них не на достаточно хорошем уровне.

После проведения системы занятий и игр по образной и вербальной памяти большинство детей справились с задачей. Они сумели соориентироваться, и назвать уже больше слов и картинок. Некоторым конечно удалось выполнить это задание только с помощью наводящих вопросов. (Даша П., Влад Ч., Настя Г.). У некоторых детей не было вообще трудностей. Как уже видно из таблиц, что на начало констатирующего эксперимента детей с недостаточно хорошей памятью было больше, чем с хорошей. На конец констатирующего эксперимента ситуация изменилась в лучшую сторону. 

       Таблица №4 «Уровни развития образной и вербальной памяти у детей дошкольного возраста до и после проведения формирующего эксперимента ».

Уровни

Конст-ий эксперимент

       «10слов»

      Конст-ий эксперимент

    «10 предметов»

ноябрь февраль   ноябрь февраль
Высокий 4 7 3 7
Средний 6 5 4 7
Низкий 5 2 8 1

 

Динамика развития образной памяти детей представлена на

                                      диаграмме:

                  Ⅰ             Ⅱ

         
Высокий уровень
   

 


Динамика развития вербальной памяти детей представлена на

                                      диаграмме:

                   Ⅰ             Ⅱ

         
Высокий уровень
 
Средний уровень
 
Низкий уровень

 

 


Итак, мы видим, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень развития образной и вербальной памяти дошкольника повысился, это говорит о том, что проведенные нами подгрупповые и индивидуальные занятия улучшили процесс развития памяти, что явилось основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

Положительная динамика при использовании дидактических игр стало этапом нашей работы. Повышение общего уровня развития памяти детей – это следствие систематического использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование мнемических процессов у старших дошкольников в условиях ДОУ.

 

 

                                         

                                       Выводы

 

В данной работе был проведен четырехмесячный (ноябрь 2009 – февраль 2010 года) эксперимент использование специальных игр и упражнений  для развития памяти дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в логопедической старшей группе ДОУ №5 «Звездочка» г. Лосино-Петровского.

В результате были сделаны следующие выводы:

1. В результате регулярного проведения игры «Чего не стало?» отмечено развитие зрительной памяти дошкольников.

2. Использование скороговорок, чистоговорок, считалок, веселых стихов значительно активизирует память дошкольника.

3. Музыкальное сопровождение способствует активизации интереса дошкольников, развивает музыкальную память.

4. Помимо интереса, проявленного детьми в разучивании пьесок и сценок, была отмечена активизация долговременной памяти, поскольку наиболее запомнившиеся моменты дети повторяли и по прошествии нескольких недель после сценки, например, во время игры.

5. В качестве средства активизации памяти использовались игры типа «Помоги вспомнить». После прочтения сказки воспитатель просил детей напомнить ему ее содержание, причем в три этапа: первый раз непосредственно после прочтения сказки, во второй – на следующий день, и в третий – через неделю.

6. Было отмечено, что интерес детей к тому или иному занятию способствует запоминанию.

 

                                   Заключение

 

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность вопроса подчеркивается тем, что сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательно­сти в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следую­щие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения. 

Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и практические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение эксперимента по развитию памяти в группе 5-6 лет.

Память делится на кратковременную и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух, эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

Большие возможности для применения методов воздействия с целью развития памяти дошкольника предоставляет дошкольное образовательное учреждение.

В данной работе был проведен четырехмесячный (ноябрь 2009 – февраль 2010 года) эксперимент по внедрению дидактических игр для развития памяти дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Исследование проводилось в старшей логопедической группе ДОУ №5 «Звездочка» г. Лосино-Петровского.

Для достижения цели исследования  нам необходимо было провести опытно-экспериментальную работу.

На констатирующем этапе нам необходимо было выявить уровень развития памяти детей старшей группы детского сада.

Результаты нашей экспериментальной работы показали, что дети имеют не высокие показатели уровня  развития образной и вербальной памяти.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирование памяти.

На формирующем этапе исследования мы провели систему подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых использовались игры с дидактическим содержанием.

В течение эксперимента проводились регулярные игры «Чего не стало?», разучивались чистоговорки, считалки, веселые стихи, потешки и т. д., песенки с музыкальным сопровождением, разучивались краткие пьески и сценки, игры «Помоги вспомнить», «Подбери узор», «Загадочные картинки». В результате было отмечено развитие зрительной, слуховой, музыкальной памяти, а также активизация долговременной памяти у дошкольников.

На контрольном этапе исследования был отмечен рост уровня развития памяти, что подтверждает эффективность выбранных нами дидактических игр-упражнений.

Таким образом, наше предположение о том, что память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

1. Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.

2. Целенаправленное развитие образной и вербальной памяти должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

3. Совместная деятельность логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на развитие памяти.

4. Игры, направленные на формирование образной и вербальной памяти должны быть разнообразны.

5. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.

 


                                     Литература

1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. - №4. – С. 23-31.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

3. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1987. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. – М., 1967.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.

6. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. (Исторический смысл психологического кризиса: 291-436.)

7. Гребенщикова Е. Д. Роль словесной инструкции и наглядного показа в выполнении двигательных упражнений у детей дошкольного возраста. Рукопись. М., 1952.

8. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 56 с.: ил.

9. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.   

10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 144с.

   11. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984

12. Житникова Л. М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М., 1985.

13. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 1995, №1.

14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. – М., 1982.

15. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.

16. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2.

17. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека, т. 2. Способности. Л. Изд-во ЛГУ, 1950.

18. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. - М.: Изд-во Эйдос, 1993.

19. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., Изд-во ЛГУ, 1959.

   20. Лапп Д.Улучшаем память - в любом возрасте. Москва, «Мир» 1993.

21. Лебедева С. О: О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. - №8. – С. 52-54.

22. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1984.

   23. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М.: Изд-во Эйдос, 1994.

24. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.

25. Люблинская А. А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., М.: «Просвещение»,1965.- 356с.

26. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.

27. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

28. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1992

29. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

30. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53)- М.: «Просвещение»,1969.- 659с.

31. Рошка Г., Что и почему запоминает ребенок// Дошкольное воспитание. – 1986. №3. – С. 30-33

32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.: «Педагогика»,1973.- 423с.

33. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000.

34. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

35. Трошихина Ю. Г., Гизатулина Д. Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста// Вопросы психологии. – 1979. - №4. – С. 127-130

36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291с.

37. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. 1,2. – М., 1966. (Возникновение экспериментальной психологии: 26-66. Бихевиоризм: 67-79.)

38. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003 - 480 с.

39. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, 2002, 5. - с. 15-21.

40. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов 1996.

41. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

42. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М: Мартис,1995.- 320с.

 

 

              

 

                    Дидактическая игра «Спорт»

Задачи:

- закрепить знания детей о видах спорта;

- пробуждать желание заниматься им;

- воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы;

- развивать память;

Игровое правило. Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровое действие. Подбирать картинки с изображением разных видов спорта.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла др. Дети называют их.

- А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре, а также воспитывается интерес к спорту. Игру можно закончить беседой о спортсменах – чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем воспитатель предлагает детям взять предметы, которые использовались в игре, с собой на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

        

                                 Игра «Кому что?»

Задачи:

- учить соотносить орудия труда с профессией людей;

- воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им;

- развивать память, внимание;

- брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Воспитывать, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены картинки для труда людей разных профессий – картинки: медицинских инструментов, для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), кухонная посуда, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хром отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблась.

 

                         Игра «Осенние листья»

Задачи:

- упражнять детей в нахождении листьев по сходству;

- активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза и т.д.);

- воспитывать слуховое внимание;

- развивать память;

Игровые правила. Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспитателя: «Такой листок – лети ко мне».

Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинаковых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя.

Ход игры. Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

- Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.) Посмотрите, какие листья у клена. Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко.

Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

- А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» - вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: