В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порою быть скрыты за внешней схожестью объектов. И, наоборот, за внешними различиями предметов должно быть сходство. Большое место в играх занимают мотивы соревнования; дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с ее содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он детям предлагает поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за их действиями, выступает в качестве арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.
Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до ее начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм. Поскольку в старшей группе игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, педагог, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий. Он должен хорошо знать игру от начала и до конца. Закончить игру надо эмоционально, организованно, чтобы дошкольники захотели вернуться к ней. В конце игры воспитатель должен оценить не только правильное решение детьми игровых задач, но и их нравственные поступки, поведение; отметить успехи; вселить уверенность в своих силах тем, у кого еще не все получается хорошо.