Образовательные технологии

 

Реализация образовательных технологий в учреждении является следующим важнейшим элементом нашей модели.

Под образовательной технологией понимается система условий и способов организации образовательного процесса, которая обеспечивает решение определенной системы педагогических задач; определенный алгоритм деятельности педагога дополнительного образования, направленный на достижение конкретных образовательных, обязательных и возможных, образовательных результатов. Известный исследователь Г.К.Селевко, анализируя встречающиеся в литературе определения педагогических технологий, приходит к выводу, что «педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения»[41]. При этом образовательная технология, помимо сценирования педагогических действий, включает в себя широкий спектр условий, характеристик среды, опосредованных влияний, в условиях которых происходит обучение.

Среди образовательных технологий, используемых при реализации образовательных программ в дополнительном образовании, можно также выделить следующие:

1. Репродуктивная аудиторная (или объяснительно-иллюстративного обучения). Эта технология в наибольшей степени характерна для общего среднего образования. В дополнительном образовании главной задачей педагога становится возможно большее сокращение удельного веса занятий, организуемых по классно-урочной схеме. Вместе с тем, программы ряда направленностей (естественнонаучная, научно-техническая, эколого-биологическая, культурологическая и др.) предполагают освоение учащимися довольно больших массивов информации, знаний, систематики и т. д., которые в большинстве случаев трудно организовать в форме игр, проектной методики и т. д.

2. Игровая технология.

Игра – «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».[42] Игра как педагогическая технология обладает «четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью».[43] Автор выделяет следующие типы игр: дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН и т. д.), воспитывающие (воспитание самостоятельности, развитие мировоззренческих установок), развивающие (развитие внимания, памяти, речи и др.), социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества).

В программах дополнительного образования перспективны дидактические игры, которые способствуют усвоению систематики наук, запоминанию материала. Кроме того, рекомендуется широко применять развивающие игры, а на уровне предпрофессиональной подготовки при реализации исследовательских проектов - социализирующие, позволяющие организовать эффективную работу в команде.

 

Методика применения игровой технологии при реализации исследовательской деятельности. По Е.А.Гайденко, педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 43, г. Улан-Удэ. Исследовательская работа школьников 2008 № 1, с. 156.

На основе изучения исторических сведений о появлении Санта Клауса и Деда Мороза, современных открыток, мультфильмов, сообщений в радио- и телепередачах составьте сравнительную характеристику этих персонажей, которая может носить описательный характер или выполняться в виде схемы, коллажа и т.д.

Предложите учащимся выяснить, чем отличаются Дед Мороз и Санта Клаус и что у них общего. Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные дедушки по территориям с разными климатическими условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мороз — в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круглую шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта Клаус — в короткой легкой куртке, с ремнем, в пианах и ботинках. Оба — с мешком подарков.

Дед Мороз — краснощекий, красноносый, жилистый, крепкий, довольно подтянутый, а Санта Клаус — румяный здоровяк с круглым животиком.

Дед Мороз, хотя и ходит с посохом, но занимается спортом, в частности, лыжным, а Санта Клаус, в прошлом злостный курильщик, ведет малоподвижный образ жизни.

Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а Санта Клаус — холостяк.

Санта Клаус предпочитает передвигаться на оленях, а русский Дед Мороз на открытках изображается и в самолете, и в поезде, и на лыжах, и на тройке лошадей, и на оленях, и пешком, и на дельтаплане, и на воздушном шаре — ни один способ передвижения его не пугает.

Можно предположить, что Дед Мороз очень волевая личность. Ведь в отличие от добряка Санта Клауса, в молодости он был злющим и сердитым, но поработал над своим характером и теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и Санта Клаус — оптимисты, весельчаки, очень коммуникабельные, имеют много друзей среди детей и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но подарки Санта Клаус покупает в магазинах, а Дед Мороз со своими помощниками готовит сам в течение всего года. Способы вручения подарков разные.

Дед Мороз старается приобщить детей к труду: он приходит с подарками именно к трудолюбивым ребятам.

У Санта Клауса и Деда Мороза много различий, но независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у них есть два неоценимых качества — доброта и внимательность к людям.

Конечно же, сравнительную характеристику деда Мороза и Санта Клауса лучше проводить в декабре, когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в любое время года можно сравнивать всё, что угодно и всех, кого угодно. Общее можно найти у самых разных объектов и различия у совершенно одинаковых, на первый взгляд, вещей.

 

3. Технология проектно-исследовательской деятельности учащихся. Широко распространенная технология, которая используется во многих образовательных учреждениях. Наиболее эффективный способ индивидуализации образования, реализации личностно-ориентированного подхода. Основные положения технологии проектно-исследовательской деятельности изложены нами в специальных работах[44]. Остановимся на важных различениях, которые определяют специфику исследовательской деятельности и ее отличиях от проектной.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

В общем случае метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. При этом необходимо различать проектную деятельность учащегося и педагога.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, отработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.

Рассматриваемая в рамках нашей работы технология проектно-исследовательской деятельности учащихся в наибольшей степени отвечает методологии научного знания и позволяет учащимся приобрести опыт самостоятельного исследования. В МГДД(Ю)Т реализуется программа «Развитие одаренности» - организационно-методологическая программа, направленная на развитие способностей учащихся средствами проектно-исследовательской деятельности в рамках образовательных программ различных направленностей. В этой программе разрабатывается единый методологический аппарат реализации проектно-исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования детей, единая сеть содержательных мероприятий (конференции, конкурсы, игры и т. д.).

Группа разработчиков классификатора образовательных программ МГДД(Ю)Т также выделяет образовательные технологии: личностно-ориентированного обучения, диалогового обучения, учебной дискуссии, модульного обучения, творческо-продуктивные, дистанционного обучения и др.[45]

Необходимо отметить, что перечень используемых форм и технологий является открытым и примерным. В соответствии со спецификой дополнительного образования, педагог может разработать, обосновать и успешно применять любые другие формы и технологии, соответствующие целям и задачам образования и повышению образовательного уровня и развитию учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: