Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 —всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

1.Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.Я умею прощать людей.

5.Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим j мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше трех, то можно констатировать высо­кую степень социализированное™ ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Игра «Магазин»

(подготовлена О.В. Соловьевым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с уча­щимися младшего и среднего школьного возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-продажи». Школьникам предлагается сформи­ровать несколько небольших групп (по 5—6 человек в од­ной группе). Все учащиеся играют роль покупателей нрав­ственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (веж­ливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (гру­бость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них име­ются в избытке.

После проведенной «купли-продажи» классный руково­дитель вместе с учащимися подводит итоги осуществленной сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества зак­репить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа игры можно зафиксировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия и имя учащегося «Приобретенные» положительные качества «Проданные» отрицательные качества
Алферова Ира Барабанов Саша Аккуратность Вежливость Неряшливость Грубость

 Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведет наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается «приобрести» те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своем характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги «торгов», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

 

Фамилия и имя учащегося Закрепленные положительные качества Оставшиеся отрицательные качества
     

 

Педагогический анализ результатов игры.

Целесообразно осуществить поэтапный анализ игры. На основе результатов первого этапа игры классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно- нравственные ценности классного сообщества.

Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы в воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают-продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне духовного роста учащихся и изменениях в нравственно-пси­хологическом климате классного коллектива.

Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

Чтобы удобнее было фиксировать результаты «купли-про­дажи», можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут отрицательные свойства.

 

Методика «Репка»

(разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ

 им. А. И. Герцена)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

 

Фамилия, имя учащегося

Качество личности

Физическая сила и выносливость Умственная работоспособность Сила воли
1. Андреев Миша 2. Баранов Саша      

 

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: