3.2. Критерии оценки показателей здоровья обучающихся
Комплексная медицинская оценка состояния здоровья обучающихся: оценка длины и массы теля, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и других показателей, традиционно используемых в гигиене для характеристики уровня и темпов физического развития, а также его гармоничности.
Обследование проводят школьный врач и медицинская сесmpa.
Показатели физического развития и физического состояния:
а) показатели физического развития:
1. Антропометрия: длина и масса тела, обхват грудной клетки (вдох, выдох, экскурсия), динамометрия, спирометрия.
2. Форма грудной клетки: деформации («куриная», «воронкообразная», «грудь сапожника»)
3. Форма ног: нормальные, Х-образные, 0-образные
4. Стопа: нормальная, уплощенная, полная.
5. Осанка: нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.
6. Исследование остроты зрения.
7. Оценка гармоничности развития по индексам.
б) показатели физического состояния:
1. Частота сердечных сокращений.
2. Артериальное давление.
|
|
3. Задержка дыхания, характеризующая работу сердечно-сосудистой системы.
Показатели здоровья в детском коллективе:
1. Общая заболеваемость (уровень и структура).
2. Острая заболеваемость (уровень и структура).
3. Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка.
4. Процент часто болеющих детей (ЧБД).
5. Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.
6. Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).
7. Процент детей функционально незрелых к обучению.
8. Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
9. Процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
10. Распределение детей по группам здоровья.
Методика проведения комплексной медицинской оценки состояния здоровья обучающихся.
При оценке состояния здоровья школьников следует определить наличие и характер отклонений в деятельности систем организма, и сопоставить их с определенными нозологическими формами врожденных или приобретенных заболеваний
Методика обследования включает детальный опрос родителей обследуемого школьника с целью уточнения характера и клинического течения ранее перенесенных заболеваний (их тяжести, продолжительности, осложнений); оценку по наблюдениям в семье общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка; определение двигательного режима школьника в быту.
3.3. Анкета (для родителей учащихся 1—11 классов)
Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы
|
|
Бывают ли: | Да/нет | |
I. 1. Головные боли беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после посещения школы. | ||
2. Слезливость, частые колебания настроения... страхи. | ||
3. Слабость, утомленность после занятий. | ||
4. Нарушения сна (долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам). | ||
5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении. | ||
6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела. | ||
7. Обмороки. | ||
8. Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте) | ||
9. Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается) | ||
II. 10. Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои. | ||
11. Повышение артериального давления. | ||
III. 12. Часто насморк (4 и более раз в году). | ||
13. Часто кашель (4 и более раз в году). | ||
14. Часто потеря голоса (4 и более раз в году). | ||
Бывают ли: | Да/нет | |
IV | 15. Боли в животе. | |
16. Боли в животе после приема пищи. | ||
17. Боли в животе до еды. | ||
18. Тошнота, отрыжка, изжога. | ||
19. Нарушение стула (запоры, поносы). | ||
20. Заболевание желудка, печени, кишечника. | ||
V. | 21. Боли в пояснице. | |
22. Боли при мочеиспускании. | ||
VI | 23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненное дыхание, сыпь). | |
24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание). | ||
25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема). |
Обобщение результатов Заключение (предварительное)
1,2,3,4,5,6,7,8,9___________________________
10,11 ___________________________________
12,13,14 ________________________________
15,16,17,18,19,20 _________________________
21,22 ___________________________________
23,24,25 ________________________________
Дата____________________________________
Врач____________________________________
Подпись медицинской сестры______________
Опросник Спилбергера
Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).