Сущность франчайзинга

Франчайзинг (от франц. франшиза - льгота, привилегия) - широко распространенная в мире форма сотрудничества. Смысл этой формы сводится к следующему: головная - чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям фирма заключает договор с небольшим, чаще всего создаваемым для этой цели, предприятием. По этому договору предприятию предоставляются права на выпуск и сбыт определенных товаров, а также оказание услуг под торговой маркой данной фирмы на определенном рынке.

При такой схеме во взаимоотношениях участвуют две стороны:

*  франчайзер - основная компания, которая передает какие-то определенные права, включая право на пользование торговой маркой;

*  оператор (дилер) - небольшое предприятие (юридическое лицо), которое по договору получает от франчайзера определенные права.

Эта форма сотрудничества особенно эффективна для вновь создаваемых предприятий, так как работая под торговой маркой франчайзера, на рекламу почти не нужно тратить средства, потребитель уже привык к торговой марке, а следовательно к товарам или услугам.

Франчайзер, как правило, заключает договоры не с одним, а с множеством операторов, создавая сеть торговых, промышленных предприятий, сильно зависящих от него. Эта зависимость определяется договорными отношениями, по которым о ператор обязуется соблюдать:

· все правила торговли или производства, установившиеся на фирме - франчайзере;

· требования к качеству товара или услуги, их оформлению, т.е. ко всему, с чем связан престиж торговой марки.

Договор франшизы обычно предусматривает:

*  обязательства оператора выплатить первоначальное единовременное вознаграждение франчайзеру за право выступать на рынке от его имени;

*  нормативы текущих отчислений от прибыли (2-3 %) или текущих платежей (в зависимости от прибыльности предприятия);

*  обязательства франчайзера по поставкам оборудования, технологий, обеспечение кредита, обучению персонала, ведению финансовой документации.

Договор, как правило, имеет долгосрочный характер, но может быть расторгнут франчайзером в любое время, если оператор, по мнению франчайзера, нарушит его условия, что ведет или может привести к падению авторитета фирмы франчайзера, а следовательно уменьшит число потребителей.

 

 

ТЕМА 5. СУЩНОСТЬ ТОРГОВЛИ ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ, ЛИЦЕНЗИЯМИ И ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ

 

Сущность инжиниринга и определение стоимости

Инжиниринговых услуг

 

Инжиниринг или, иными словами, инженерно – консультационные услуги впервые как самостоятельный вид бизнеса появился еще в Англии в конце 19в. С середины прошлого века начинается бурое развитие этого вида деятельности практически во всех промышленно - развитых странах и начинается новый этап в развитии инжиниринга. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консультаций, а все строительные работы выполняли фирмы - подрядчики, то для последующего этапа характерно опережающее развитие инженерно- строительных услуг преимущественно "под ключ".

Инжиниринг как самостоятельный вид коммерческих операций предполагает предоставление на основе договора подряда инжиниринговой фирмой, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика.

Инжиниринговую деятельность можно разделить на проектно-консультационную, подрядную и управленческую.

Проектно - консультационная деятельность заключается в выполнении заказов на технико-экономические исследования, обоснование целесообразности развития новых производств, сооружение или реконструкции промышленных объектов. При этом виде деятельности инжиниринговые компании выполняют заказы по текущему контролю и приемке готовых объектов, консультируют заказчиков при выборе поставщиков, представляют интересы заказчиков в процессе выполнения контрактных обязательств, готовят технические условия торгов на закупку оборудования.

Подрядная деятельность инжиниринговых фирм выражается в том, что они принимают на себя роль генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках оборудования, сооружении объектов. Инжиниринговые фирмы подписывают от своего имени с заказчиками контракты на сооружение объектов или на поставку оборудования, не являясь при этом ни производителями оборудования, ни исполнителями строительных работ.

Крупные инжиниринговые компании могут принимать участие в финансировании поставок и работ за счет собственных или привлеченных средств. Нередко, если речь идет о строительстве крупных объектов, инжиниринговые фирмы выступают лидерами консорциумов, принимая на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

Управленческая деятельность инжиниринговых фирм заключается в предоставлении услуг по организации производственного и административного управления предприятием. В нее входят разработка принципов планирования производства продукции на базе маркетинговых исследований рынков, оптимизации структур управления, постановка и организация управленческого учета, контроль качества продукции.

Одна из сложных коммерческих проблем - определение стоимости инжиниринговых услуг. Эта проблема решается с помощью привлечения конкурентных материалов, косвенных методов, использующих стоимостные отношения инжиниринговых услуг к другим величинам, базовой цены, полученной путем расчетов с применением ставок заработной платы на услуги специалистов различной квалификации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: