Сущность лицензирования

 

Операции по торговле патентами и лицензиями включают в себя реализацию изобретений, передовой производственной технологии, технических знаний и опыта. В основе этих операций лежит охрана изобретений с помощью патентного законодательства, которое предоставляет патентовладельцу исключительное право на использование изобретения.

Это монопольное право состоит в том, что в течение срока действия патента только патентовладелец имеет право на изготовление, применение и продажу товаров, воплощающих данное изобретение, или использование определенных методов и способов производства этой продукции.

Патент на изобретение - это свидетельство, выдаваемое компетентными государственными органами изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у его владельца монопольного права на использование этого изобретения.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве и позволяющие достигать качественно нового технического результата. Различного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, и контроль над ними сохраняется путем засекречивания.

Если патентовладелец за определенное вознаграждение передает полностью собственность на изобретение другому лицу, то происходит продажа патента, которая совершается на основе патентного соглашения. В этом случае происходит продажа изобретения как товара. К продаже патентов прибегают, как правило, мелкие и средние фирмы, изобретатели - одиночки, не располагающие серьезными финансовыми возможностями для самостоятельного использования изобретения.

В случае, если патентовладелец сохраняет право собственности на изобретение и только разрешает на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента, речь идет о купле-продаже лицензии на использование изобретения, осуществляемой на основе лицензионного соглашения.

Лицензией называется разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.

В практике лицензионной торговли различают три вида лицензий:

· исключительная лицензия – выдается лишь одному лицензиату и исключает возможность использования лицензиаром объекта права интеллектуальной собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, и выдачи им другим лицам лицензий на использование этого объекта в указанной сфере;

· единичная лицензия -выдается лишь одному лицензиату и исключает возможность выдачи лицензиаром другим лицам лицензий на использование объекта права интеллектуальной собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, но не исключает возможности использования лицензиаром этого объекта в указанной сфере;

· неисключительная лицензия - означает возможность использования лицензиаром объекта интеллектуальной права собственности в сфере, которая ограничена этой лицензией, и выдачи им другим лицам лицензий на использование этого объекта в указанной сфере.

При определении стоимости лицензий возникает ряд проблем. Во-первых, технические характеристики лицензии, определяющие ее потребительские свойства, строго индивидуальны, а значит, практически нельзя найти конкурентный материал. Во-вторых, цена лицензии зависит от суммы дополнительной прибыли, получаемой при ее использовании. Но на стадии подготовки лицензионного соглашения оценить возможную величину прибыли лицензиата трудно, поэтому чаще всего ориентируются на среднеотраслевые нормы прибыли при установлении цены лицензий (в среднем 5-6 % от полной суммы прибыли за время действия лицензионного соглашения).

Наиболее распространенными способами определения цен лицензий являются:

· по затратам на разработку изобретения или “ ноу-хау ” до стадии, на которой предлагается их продажа;

· по оценке затрат покупателя на альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензии.

Лицензионные соглашения могут предусматривать различные способы выплаты вознаграждения:

· единовременный (паушальный платеж) заранее согласованной суммы, представляющий стоимость лицензии. Используется в случаях, когда стоимость лицензии относительно мала по сравнению со стоимостью оборудования или когда имеются сложности с многократными переводами средств;

· постепенная выплата вознаграждения частичными платежами (роялти) пропорционально согласованным показателям деятельности лицензиата;

· платежи в смешанной форме, например, авансовый паушальный платеж при подписании соглашения, платежи роялти в зависимости от согласованных показателей. Эта форма сейчас наиболее распространена.

Для определения размеров роялти в лицензионные соглашения включают обязательства лицензиатов предоставлять лицензиарам в согласованные сроки отчеты о своей деятельности с указанием определенных показателей, подтверждаемыми аудиторскими заключениями.

Следует отметить, что вопросы патентования и лицензирования могут рассматриваться не только как защита прав на интеллектуальную собственность, но и как один из способов государственного регулирования хозяйственной деятельности для обеспечения единой государственной политики и защиты интересов государства и отдельных потребителей.

С этой точки зрения лицензия – это документ государственного образца, который свидетельствует о праве субъекта хозяйствования (лицензиата) на осуществление обозначенного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока действия лицензии.

Согласно Хозяйственному Кодексу в сферах, определенных законодательством, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности, например, в сферах игрального бизнеса, осуществление бытовых услуг и др. В этом случае торговый патент – это государственное свидетельство, которое свидетельствует о праве субъекта заниматься определенным видом деятельности в течение определенного времени.

Существует также понятие «специального торгового патента», которое определяет право субъекта на особый порядок налогообложения доходов.

 

 

Товарные знаки

Товарные знаки - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, проставляемые на товаре или его упаковке для отличия товаров различных производителей или продавцов.

По способу выполнения товарные знаки бывают словесные, изобразительные, объемные и комбинированные. Для выполнения своего предназначения товарный знак должен обладать психологическим воздействием на потребителя, т.е. вызывать у него ассоциацию с высоким качеством, надежностью изделия. Знак должен быть ключевым элементом рекламного стиля фирмы, он в неизменяемой форме должен присутствовать на всех видах рекламных изданий, на упаковке, коммерческой документации и т.д.

Основными требованиями, предъявляемыми к товарным знакам, являются:

*    индивидуальность;

*    простота и легкость восприятия;

*    привлекательность с эстетической точки зрения;

*    возможность его официальной регистрации.

Товарный знак не должен содержать в качестве своих элементов эмблемы, гербы или флаги государств, правительств, международных организаций, описание товарных свойств изделий, поскольку они не могут быть объектом исключительной собственности.

Во всех странах товарные знаки имеют правовую охрану. В Украине охрана товарных знаков осуществляется на основании Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", принятом в 1993г. Охранное свидетельство выдается сроком на 10 лет и может затем каждые 10 лет обновляться. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: