Совместная деятельность педагога и детей

 

  Наблюдения в уголке природы Опыты Игры Труд в уголке природы
ОКТЯБРЬ 1 неделя     2 неделя   3 неделя   4 неделя Цикл наблюдений за аквариумными рыбками 1. Кто живет в нашем аквариуме? Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия; отметить красоту аквариума.   2. Что есть в аквариуме и кому это надо? Цель: уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является «домом» для рыб.   3. Что и как едят рыбы. Цель: уточнить, что является кормом для рыб, как часто и в каком количестве его надо давать. Разные рыбы едят корм по-разному.     4. Какие наши рыбки? Цель: уточнить с детьми особенности внешнего строения рыб; их различие и сходство. Заварка воды чаем, ромашкой, мятой, малиной, смородиной. Цель: сравнить, определить по вкусу (совместное чаепитие с церемонией благодарения природы)   Выяснить причины выхода червей во время дождя на поверхность земли. Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.   Определение того, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.   Логическая задача «Осень»   Фрукты – ягоды Цель: развивать умение детей точно описывать внешний вид, вкус, место произрастания фруктов и ягод.   Весной, летом, осенью Цель: уточнить знания детей о времени цветения растений.     Когда это бывает Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе.     Что где растет? Цель: уточнить знания детей о названии и месте произрастания растений. «Назови меня». Цель: уточнить знания детей о животных родного края. «Хищник – добыча». Цель: познакомить детей с хищниками, научить ориентироваться кто хищник, а кто добыча. Устройство выставки овощей, выращенных на огороде.   Составление календаря расцвечивания листьев деревьев на участке, в парке.     Определение потребностей комнатных растений во влаге, свете.   Поливка влаголюбивых и засухоустойчивых растений.
НОЯБРЬ 1 неделя 1. Как рыбы плавают? Цель: уточнить, что рыбы передвига-ются в воде легко, могут плыть в разных направлениях. Так передви-гаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. Определение возраста рыбы. Цель: определить возраст рыбы. Айболит осматривает комнатные растения. Цель: учить внимательно осматривать растения, находить признаки.  «Рассели животных». Цель: закреплять знания детей о местах обитания различных животных. Уход за комнатными растениями: познакомить с разными способами ухода.
    2 неделя     3 неделя   4 неделя   2. Как рыбы спят и отдыхают? Цель: показать, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Спят с открытыми глазами, неподвижно возле кустиков травы, дна.   3.Как дышат рыбы. Цель: дать детям представление, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат жабрами.   4. Легко ли дышать нашим рыбкам. Цель: учить по поведению рыб определять их состояние, достаток воздуха в воде.   Жизненный цикл мушек дрозофилы. Цель: понаблюдать за жизненным циклом мушек.     Установление способности растения к поиску света. Цель: установить, как растения ищут свет.   Логическая задача: «У речки» нездорового их состояния, находить способ оздоровления.   К дереву – беги. Цель: закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем крае. «Мы - животные». Цель: закреплять, систематизировать знания о повадках разных животных     Найдите, что опишу. Цель: закреплять знания детей о комнатных растениях.     Детская игра «Охотник» Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц.     Чистка стекол, долить воды в аквариум.   Выявить способ-ности животных уголка природы к приспособлению к изменяющимся условиям среды.   Наведем порядок в аквариуме.
ДЕКАБРЬ 1 неделя     2 неделя     3 неделя     4 неделя Цикл наблюдений за елкой (на участке детского сада) 1. Чем ель не похожа на другие деревья?     2. Как различить ель, сосну и лиственницу?     3. Чем сосна на участке отличается от игрушечной елки.     4. Сколько лет елке? Почему кажется, что звезды движутся по кругу. Цель: установить, почему звезды движутся по кругу.   Вода защищает растения от низких температур. Цель: показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры.   Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки, пропуская воду. Цель: показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.     Логическая задача, придуманная детьми. Пищевые цепочки Цель: закрепить знания детей о компонентах, входящих в звенья пищевых цепей.   Детки на ветке «Хоровод лесных растений». Цель: закреплять знания детей о лесных растениях.     Природа и человек Цель: закреплять, систе-матизировать знания детей о том. Что создано человеком, что дает человеку природа.   Где чей дом? Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи в зависимостях между организмами. Посев овса для обитателей уголка природы.     Определение необходимости поливки комнатных растений.     Зарисовка изменений в природе в дневнике уголка природы.     Обрезка комнатных растений.
ЯНВАРЬ 1 неделя   5.Ель – очень красивое и полезное дерево.   Как работает термометр? Цель: посмотреть как работает термометр. Вершки – корешки. Цель: упражнять детей в классификации овощей. Выполнение новых приемов кормления рыб (размельчение корма).
2 неделя     3 неделя     4 неделя Цикл наблюдений за черепахой 1. Цель: уточнить с детьми особенности внешнего строения черепахи. Воспитать бережное, заботливое отношение к ней.   2. В каких условиях живет наша черепаха? Цель: уточнить, что для черепахи созданы условия, которые соответствуют ее потребностям.   3. Как черепаха ходит? Цель: показать что черепаха передвигается своеобразно. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Цель: выяснить, как кошка чистит себе шерстку языком.     Звезды светят постоянно. Цель: показать, что звезды светят постоянно.   Растение теряет влагу через испарение. Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение. Узнай, какой зверь. Цель: учить детей составлять целую картинку из отдельных частей.   Узнай растение Цель: уточнить знания растений разных биоценозов.     «Третий лишний» Цель: развивать умение детей определять место произрастания растений. Уход за животными в уголке природы.     Определить необходимость мытья комнатных растений.     Уход за комнатными растениями.
Февраль 1 неделя     2 неделя     3 неделя Куда делась вода из аквариума.     4. Долго ли живет черепаха? Цель: научить определять возраст черепахи.   5. Как маскируется черепаха? Цель: уточнить окраску и форму тела черепахи. Ее незаметность. Замерзшая вода двигает камни.   Растение может обеспечить себе питание. Цель: показать, как растение может себе обеспечить питание.   Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень» Птицы Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.   «Ярусы леса» Цель: усвоить поярусное расположение растений в лесу, их место в сообществе.   Зоологическое домино Цель: закре-пить знания о животных. Помощь воспитателю в перезарядке аквариума.   Посадка овса для подкормки живых обитателей уголка природы.     Дежурство в уголке природы.  
4 неделя 6. Как черепаха копает грунт? Цель: показать, что черепаха может раскапывать грунт передними лапами. Логическая задача, придуманная детьми. Что сначала, что потом? Цель: уточнить знания детей о последователь-ности протекания сезонов. Полив комнатных растений талой водой.
МАРТ 1 неделя     2 неделя     3 неделя     4 неделя Цикл наблюдений за луком. 1. Цель: уточнить, что из луковицы – репки можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия.   2. Цель: выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.   3. Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени, связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света).   4. Цель: учить детей замечать изменения растущих луковиц; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины. Воздух занимает место.     Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения.     Влияние силы тяжести на рост растений.     Логическая задача «Волшебные льдинки» Узнай, кто это? (определение по части изображения зверя, птицы нашего края).   Экологические цепочки Цель: показать детям взаимозависимость в природе.   Звери Цель: закреплять умение детей классифицировать животных.     Магазин «Цветы» Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях. Посадка лука в различных условиях.   Определение необходимости пересадки комнатных растений.     Помочь воспитателю при пересадке комнатных растений.   Посев семян бархатцев.
АПРЕЛЬ 1 неделя 5. Цель: обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями. Выращивание растений из морковных верхушек. Цель: вырастить из морковных верхушек растение. Магазин «Семена» Участие в размножении комнатных растений.
2 неделя     3 неделя   4 неделя Цикл наблюдений за хомячком. 4. Цель: уточнить, что хомячок хорошо себя чувствует, играет, если создать благоприятные условия.     2. Цель: учить детей замечать изменения во внешнем виде хомячка; замечать различия в росте, устанавливать их причины. Как змея меняет кожу?   Мини-эксперимент по логической задаче в стихотворной форме «Я сорвал цветок».   Как маскируются животные.   * План – программа педагогического процесса в детском саду/Под ред. З.А.Михайловой. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2000. – С.187 – 200. Рыбы Цель: закреплять умение классифицировать и называть рыб.     Загадки о комнатных растениях Цель: учить детей самостоятельно составлять загадки о комнатных растениях.   Кто где живет? Цель: уточнить имеющиеся представления детей о биоценозах.   Изготовить вазы, внесение веток для наблюдений.   Подкормка растений удобрениями.   Выращивание рассады капусты, кабачков.

                      

Приложение 4

 

«Самооценка отношения к природе»

(Анкета для родителей по экологическому воспитанию)

Выбрать один из трех ответов.

1. Окружающая природа, природные явления:

- имеют значение в моей жизни – 2;

- не всегда заслуживают моего внимания – 1;

- мне это безразлично – 0.

2. Я обращаю внимание на природу:

- в любое время – 2;

- только когда собираю грибы и ягоды, рыбачу и т.п. – 1;

- очень редко – 0.

3. Читая книги, я:

- никогда не пропускаю описания природы – 2;

- всегда пропускаю – 0;

- иногда читаю, иногда нет – 1.

4. Мне приходилось вольно или невольно вредить природе:

- да – 0;

- нет – 2;

- не знаю – 1.

5. Я начал принимать посильное участие в охране природы:

- в 1 - 5-х классах – 3;

- в 6 – 8-х классах – 2;

- в 9 – 11-х классах – 1.

6. Что касается музыкальных произведений о природе, то:

- могу вспомнить несколько хоть сейчас – 2;

- могу вспомнить 1-2, не больше – 1;

- сразу не могу вспомнить ни одного – 0.

7. Что касается стихов о природе, то:

- могу вспомнить 1-2 – 1;

- писал сам – 2;

- ни то, ни другое – 0.

8. Что касается пейзажей, а также изображений животных на картинках, то:

- иногда люблю смотреть на них – 1;

- с удовольствием рисую сам – 2;

- ни то, ни другое – 0.

9. Некоторые уроки и занятия в школе, клубах, секциях повлияли:

- на мое отношение к природе – 2;

- не повлияли – 0;

- затрудняюсь ответить – 1.

10.  Когда я выполняю природоохранную работу, то:

- делаю это добросовестно и с удовольствием – 2;

- добросовестно, но без всякого удовольствия – 1;

- делаю это недобросовестно – 0.

11. В некоторых случаях:

- я проявляю равнодушие к природе – 0;

- никогда не проявляю равнодушия – 2;

- затрудняюсь ответить – 1.

12. На природе:

- очень люблю отдыхать и работать – 3;

- люблю только отдыхать – 2;

- бывать не люблю – 0.

13. Природа влияет на мои мысли, поведение, настроение:

- всегда – 3;

- не всегда – 2;

- не влияет – 1.

14. Если я увижу, что кто-то наносит своими действиями ущерб природе, то:

- пройду мимо – 0;

- обязательно вмешаюсь – 2;

- затрудняюсь ответить, каковы будут мои действия.

15. Почему меня привлекают природные объекты, я могу:

- объяснить сейчас – 2;

- сразу не могу объяснить – 1;

- не знаю – 0.

16. Меня многое интересует в окружающей природе и:

- этот интерес проявляется в моих поступках – 2;

- не проявляется в моих поступках – 1;

- ни то, ни другое – 0.

17. К природе я:

- всегда отношусь бережно – 2;

- не всегда отношусь бережно – 0;

- затрудняюсь ответить –1.

18. Природные объекты я:

- всегда делю на привлекательные и непривлекательные – 0;

- никогда не делю – 2;

- затрудняюсь ответить – 1.

19. О своем отношении к природе я:

- часто задумываюсь – 2;

- не задумываюсь –0;

- когда как – 1.

Количество баллов Характеристика отношения индивида к природе
Менее 18 баллов Эгоистическое отношение к природе, отсутствие осознанности связи с ней, оторванность и отчужденность от мира природы  
От 19 до 27 баллов Малоосознанное и неактивное отношение к природе, недостаточное чувствование себя частью природы, малый контакт с природой в различных видах деятельности.
От 28 до 37 баллов Глубокое и правильное осмысление своего отношения к природе, проявление внимания к природе и своему поведению по отношению к ней.
38 баллов и более Недостаточно осмысленное, а скорее переосмысленное отношение к природе, излишняя эмоциональность, а поэтому неадекватный анализ собственных мыслей и чувств.

 


Приложение 5


Мир вокруг нас

(конспект мероприятия, проведенного совместно с родителями)

 

Цель: Способствовать углублению и обобщению представлений у детей о природе. Развивать умение слушать друг друга, доказывая свое мнение, рассуждать.

 

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач о природе, наблюдения, опыты, оформление ширмы подсказки для родителей.

 

Ход занятия.

Родители и дети представляют две команды.

Воспитатель. Всем участникам викторины я хотела бы загадать загадку: Никого не родила, а все матушкой зовут

- Да, Земля – это наш общий дом, в нем живут люди, животные, растения, птицы. Чтобы в доме был мир и согласие, надо хорошо знать друг друга, уметь заботиться о «братьях наших меньших», бережно относиться к природным явлениям и объектам.

Воспитатель. Наша викторина называется «Мир вокруг нас». Вода и солнце – это символ всего живого, «поэтому команда детей – «Родничок», команда взрослых (родителей) – «Солнечный луч».

Воспитатель. Сегодня из сказочной страны неожиданно прилетела к нам жар-птица. Оказывается, убирая в своем гнезде, она приметила необычные перышки, на которых были написаны волшебные вопросы. Найти ответы она не смогла, вот и принесла их нам. Поможем крылатой красавице.

 

Вопросы:

1. Как узнать сколько лет ели?

2. Почему нельзя вырывать грибы из земли?

3. Почему «дочки» бабочек называются куколками?

4. Почему говорят, что заяц сам себя обгоняет?

5. Почему у белого медведя лапы не мерзнут зимой?

6. Почему у крота уши прикрыты складкой кожи?

7. Что общего между крокодилом, бегемотом и лягушкой?

8. У кого в хвосте погремушка?

 

Воспитатель. К нам хотели прийти гости, но не смогли, поэтому прислали свои визитные карточки.

Да, видно шутники они – из своих визиток сделали разрезную мозаику. Мы с этой задачей справимся, соберем картинки (дети собирают одну, родители другую).

Воспитатель. Теперь мы узнали, кто прислал нам визитки. Давайте пошлем нашим друзьям звуковое послание (для зайки и медведя).

- Дети, вы знаете стихотворение о зайчике или песенку? (дети исполняют)

- Родители, а вы расскажите о медведе. (Если не знают, дети помогают и зарабатывают дополнительное очко).

Воспитатель. Продолжим состязание дальше. «Кто больше знает загадок о природе» (Дети и взрослые по очереди загадывают друг другу загадки).

Воспитатель. Последний конкурс «Блиц опрос».

1. Кто слышит усами.

2. Самый первый цветок, который появляется из-под снега.

3. Самые хищные рыбы.

4. Какое комнатное растение называют крапивкой из-за сходства с ней.

5. Что для людей отрава, для мух гибель, а для лосей лекарство.

6. Что вырабатывают растения.

7. Какой фрукт к нам из Персии попал.

8. Кто живет в прозрачном замке из пузырька воздуха.

9. Кто спит с открытыми глазами.

10. Самая быстро летающая птица.

11. У кого нос – это и рука, и нос, и душ.

12. Кто не боится потерять свой хвост.

13. У кого усы во рту.

14. Кто сидит на хвосте как на стуле.

15. Что ест земляной червяк.

16. Кто слышит коленкой.

17.  Кто питается планктонами.

18. У какой птицы яйцо размером с горошину.

19. Кто выстреливает во врагов чернилами.

20. Как называют детенышей лягушки.

Подведение итогов.

              Так давайте же и дальше

              Будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Приложение 6

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ХОМЯКОМ

• Здравствуйте, я хомячок!

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения

Посмотрите. Кто это?

Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

Куда он лезет? Что ему помогает?

Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

• Устроим хороший дом для хомячка.

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

Ход наблюдения.

Посмотрим, где живет Пик?

В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном?

Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

Зачем вообще в клетке нужен песок?

Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

• Хорошо ли хомяку в новых условиях?

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый <домик>), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения.

Где живет Пик?

Чем является клетка для хомяка?

Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).

Что делает Пик в норке?

Какие действия совершает с колесом?

Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

• Что и как ест хомяк.

Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

Ход наблюдения.

Отгадайте загадку:

- Серый зверек, в группе живет,

Дружит с ребятами,

Морковку, зерно грызет.

Как зовут нашего хомяка?

Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.)

Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

5. Как хомяк делает запасы

Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.

Ход наблюдение.

Что больше всего из еды любит Пик?

Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?

Что делает теперь? (Набираем корм.)

Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается).

Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим).

Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?

Как думаете, что делает хомяк в домике? (Оставляет корм, делает запасы).

Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.)

На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке).

Запасливый ли хомяк.

Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши).

Какие у него зубы? Верно, острые - ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.

В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

6. Хомяк - чистоплотный зверек.

Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

Ход наблюдения.

Давайте угостим Пика. Расскажите как он ест. (Вытираем салфеткой:)

Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как.

А как он чистит свою шерстку?

Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая).

А что это за баночка? (Туалет.)

Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?

Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным).

Хорошо ли он себя чувствует? (Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит..)

Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

7. Как хомяк отдыхает?

Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течении дня.

Наблюдать, в каком месте.

Ход наблюдения.

В какую часть суток мы чаще всего видим Пика?

Как он себя ведет? Что делает?

Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью - бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

• Чем хомяк отличается от мышонка?

Цель. Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

Ход наблюдения.

Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его.

Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?

Что вы видите на его лапках?

Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза?

Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея?

На кого похож Пик?

Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?

9. Как передвигается хомяк?

Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

Ход наблюдения.

Что делает Пик? (Бегает по клетке)

Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных?

Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.)

Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе:).

Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком.

Наш Пик взрослый или молодой хомяк?

Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.)

А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк?

Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ <Наш забавный хомячок>.

10. Когда хомячка трудно заметить?

Цель. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.

Организация. На дне песок. С боков клетки - листы бумаги, красной, белой, коричневой.

Ход наблюдения.

Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, когда - не очень.

Посмотрим, что делает хомячок?

Хорошо ли мы его видим?

Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим?

Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим?

На каком же фоне Пик незаметен? Почему?

Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным?

А когда зверек незаметен, - когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим.

Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает?

Песок на дне тоже помогает хомячку, - делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.

Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.


Приложение 7



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: