Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Как мы видим из гистограммы, что количество детей с высоким уровнем сформированности динамических представлений в экспериментальной группе увеличилось и составило 45%, тогда как в контрольной группе количество детей с высоким уровнем составило 35%.

Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень динамических представлений о природных объектахдетей обеих групп заметно изменился. В процессе проведения контрольного эксперимента мы отметили, что дети экспериментальной группы стали более активными. С большим желанием отвечали на задаваемые вопросы, давали полные ответы и поясняли их. Отметим также, что в экспериментальной группе произошли более значительные изменения, а это говорит в пользу того, что наша работа является эффективной.

Проведенное экспериментальное исследование позволило нам прийти к выводу, что формирование динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде будет осуществляться успешно, если:

- используются преимущественно методы, направленные на непосредственный контакт ребенка с живыми существами;

- методы организации деятельности обеспечивает нарастание самостоятельности ребенка;

- методы руководства способствуют переносу полученного опыта и знаний в разнообразные виды деятельности.

 

 


 Заключение

    Изучив теоретические и методические основы формирования
динамических представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что динамические представления – это представления о ходе развития, изменения природных объектов. Важную роль в процессе формирования динамических представлений у дошкольников играют мыслительные процессы ана­лиза и соотнесения. Данный процесс протекает наиболее успешно, если дети получают знания о росте и изменении в жизни живых организмов в специально организованной развивающей среде;

Раскрыв роль и требования к организации экологической
развивающей среды, мы подытожили, что во всех возрастных группах необходимо создание экологической развивающей среды, при этом необходимо соблюдать принципы построения экологической развивающей среды на всех этапах развития дошкольника, так как экологическая развивающая среда оказывает огромное влияние как на всестороннее развитие в целом, так и на формирование динамических представлений частности. Правильно смоделированная с учетом принципа активности и самостоятельности экологическая развивающая среда, а так же правильно подобранное оборудование и материалы, способствуют развитию познавательной активности и формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у дошкольников.

Также мы определили, что работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует разнообразные методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является еще одним условием формирования динамических представлений у дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало ее. Четко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания, а также способствует формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста.

Проведя опытно-экспериментальное исследование мы определили, что уровень динамических представлений о росте и развитии живых существдетей обеих группы преимущественно средний или низкий. Однако в группе «Мишутка» показатели несколько хуже, чем в группе «Зонтики», поэтому мы выбирали группу «Мишутка» в качестве экспериментальной, а группу «Зонтики» - в качестве контрольной.

С целью повышения уровня динамических представлений у детей нами была проведена формирующая работа с использованием различных методов организации детской деятельности в эколого-развивающей среде.

В ходе проверки эффективности проделанной работы мы определили, что уровень динамических представлений о природных объектахдетей обеих групп заметно изменился. В процессе проведения контрольного эксперимента мы отметили, что дети экспериментальной группы стали более активными. С большим желанием отвечали на задаваемые вопросы, давали полные ответы и поясняли их. Отметим также, что в экспериментальной группе произошли более значительные изменения, а это говорит в пользу того, что наша работа является эффективной.

Проведенное экспериментальное исследование позволило нам прийти к выводу, что формирование динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде будет осуществляться успешно, если:

- используются преимущественно методы, направленные на непосредственный контакт ребенка с живыми существами;

- методы организации деятельности обеспечивает нарастание самостоятельности ребенка;

- методы руководства способствуют переносу полученного опыта и знаний в разнообразные виды деятельности.

 






Список литературы

1. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Просвещение, 1981. – 210 с.2. Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. - М.: Просвещение, 1967. – 320.3. Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопр. психол. - 1989. -  № 3. - С. 22 – 31.4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. - 1978. -  № 4. -  С. 23 – 35.5. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. -   М.: Просвещение, 1987. – 330 с.6. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983. – 227 с.7. Вересов Н. Т. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. – С. 38-42.8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1993. – 364 с.9. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. – 420 с.10. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. -  М.: Просвещение, 2002. – 410 с.11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Сфера, 1991. – 427 с.12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Просвещение, 1983. – 520 с.13. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней.// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 44-49.14. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Высшая школа, 1976. – 220 с.15. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1989. – 280 с.16. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. - 1988. -  № 4. - С. 22 – 32.17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986. – 245 с.18. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. – М.: Академия, 2005. – 380 с.19. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. -  М.: Школа здоровья, 2005. – 426 с.20. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н. М. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 410 с.21. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. - 1987. - № 1. - С. 44 – 51.22. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: Просвещение, 1985. – 275 с.23. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М.: Наука, 1984. – 270 с.24. Ильенков Э. В. О «специфике» искусства // Вопросы эстетики. - Вып. 4. -М.: Просвещение, 1960. – 330 с.25. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - Вып. 6. - М.: Просвещение, 1964. – 310 с.26. Кавтарадзе Д. Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание –сила. - 1993. - №3. – С. 17-25.27. Колечко Т. В. Как и почему? Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы / Дошкiльно виховання. - 1988. - № 10—11. – С. 12-17; С. 22-35.28. Мы! Программа экологического образования детей / Сост. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова. – М.: Детство – Пресс, 2005. – 229 с.29. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. - М.: Просвещение, 1989. – 318 с.30. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Академия, 1991. – 386 с.31. Кудина Г. Н., Новлянская 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла. - М.: Сфера, 1990. – 440 с.32. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева. -  М.: Просвещение, 1948. – 427 с.33. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С. 37-44.34. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1983. – 350 с.35. Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993. – 265 с.36. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа, 1996. – 260 с.37. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. – С. 42-49.38. Николаева С. Ню Программа «Юный эколог // Дошкольное воспитание. – 2004. - №9. – С. 28-36.39. Палагина Н. Н. Доречевые формы воображения в действиях с предметами детей второго года жизни // Ребенок в раннем и дошкольном детстве. - Фрунзе, 1982. – 330 с.40. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. - М.: Просвещение, 1982. – 328 с.41. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 1987. – 280 с.42. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Академия, 1990. – 386 с.43. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. – 410 с.44. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова и А. Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1985. – 330 с.45. Рыжова Н. А. Наш дом – природа // Дошкольное воспитание. – 1994. -       №7. – С. 16-28.46. Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. Что такое экология? – Тамбов: ИПКРО, 2003. – 520 с.47. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 379 с.48. Урадовских Г. В. Оптимизация процесса формирования творчества у дошкольников в конструкторской деятельности // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова.  -М.: Просвещение, 1987. – 331 с.49. Христовская Т. В. Формирование у дошкольников динамических представлений о росте и развитии растений // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1987. – 440 с.50. Эльконин Д. Б. Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. - М.: Молодая гвардия, 1989. – 210 с.51. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978. – 330 с.52. Ядешко В. И., Сахина В. А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978. – 316 с.53. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого- психологического тренинга  // Школа здоровья. – 2005. - №2. – С. 14-20.

 

Приложения

 


Приложение 1

    Протокол определения уровня динамических представлений ребенка о природных объектах

Констатирующий эксперимент (группа «Зонтики»)                                  

 

№ п/п

Ф.И. ребенка

Номер вопроса

Сред. балл

Уро-вень

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Рома Ш. 2 4 3 3 3 3 3 3 2 3 3,2 В
2 Кирилл К. 2 4 3 3 2 3 3 2 3 3 2,9 С
3 Миша Я. 4 3 4 4 4 3 4 4 3 3 4,0 В
4 Толя М. 1 1 2 3 2 1 2 1 2 1 1,6 Н
5 Владик М. 2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 2,4 С
6 Тимур А. 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1,5 Н
7 Антон Т. 2 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2,7 С
8 Маша А. 2 2 3 4 2 3 3 3 2 3 2,8 С
9 Кристина С. 3 4 3 3 3 3 3 2 3 3 3,3 В
10 Жанна М. 3 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3,4 В
11 Юля Б. 3 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3,5 В
12 Аня Аб. 3 3 3 3 2 3 2 2 3 2 2,9 С 
13 Лиана В. 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2,5 С
14 Кристина П. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3,3 В
15 Сережа К. 2 3 2 1 2 4 2 2 1 3 1,9 Н
16 Владик С. 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1,8 Н
17 Полина Ч. 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2,2 С
18 Есения К. 2 2 2 3 2 3 2 2 3 2 2,3 С
19 Павел Ш. 3 3 3 4 4 3 3 3 4 3 3,5 В
20 Лена Г. 2 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1,9 Н

 

- низкий уровень – 25 %

- средний уровень – 40 %

- высокий уровень – 35 %

 

 


продолжение приложения 1




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: